10.01.2024

Практическое значение птиц, их охрана. Значение и охрана птиц Значение и охрана птиц происхождение птиц сообщение


Птицы играют важную роль в природных экосистемах. Растительноядные птицы питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Однако роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают значительную часть семян и плодов растений. Многие виды запасают плоды и семена, переносят их на значительные расстояния. Теряя их в пути, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы, например колибри и нектарницы , опыляют растения.

Велика роль насекомоядных птиц. Они выполняют исключительно важную роль контроля за численностью популяций насекомых. В естественных природных сообществах птицы поедают множество насекомых, снижая их разрушительную деятельность. Особенно полезную роль играют насекомоядные птицы в садах, скверах и парках.

Поэтому человек охраняет и привлекает птиц, развешивая искусственные гнездовья – синичники, скворечники, дуплянки (рис. 187). Их занимают насекомоядные птицы-дуплогнездники: большая синица, лазоревка, мухоловка-пеструшка .

В наиболее суровые и бескормные периоды зимы птицы нуждаются в подкормке. Нужно позаботиться, чтобы на птичьей кормушке всегда был корм: семена и плоды дикорастущих растений, семена подсолнечника, крошки белого хлеба. Если регулярно подкармливать птиц до самой весны, можно добиться того, что они останутся здесь на гнездование. Следите, чтобы случайно на птичью кормушку не попала соль. Это яд для птиц!

Охотничье-промысловые птицы. Некоторые птицы не утратили своего значения как промысловых животных. Обычно охотятся на крупных птиц: из водоплавающих – на гусей и уток ; из боровой дичи – на рябчиков, тетеревов, глухарей . Важное значение для жителей северных районов имеет промысел белой куропатки . Издавна имела значение спортивная охота. С чисто спортивным интересом связана охота на небольших вертких в полете куликов: вальдшнепа и бекаса – во время их токовых полетов, когда они на тяге со своеобразными звуками в утренние или вечерние часы пролетают над лесными полянами. Сейчас из-за избыточного промысла (перепромысла) число объектов спортивной охоты и охотничьих птиц резко сократилось.

Для сохранения дичи издавна существуют правила охоты, включающие регламент сроков и объектов охоты. Полностью исключена охота в гнездовое время. Запрещена охота на виды, численность которых резко сократилась, на виды, включенные в Красные книги.

Домашние птицы. Приручение птиц произошло в глубокой древности (рис. 188). Предком всех современных пород домашних кур был один вид – банкивская , или кустарниковая, курица , распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу куры завезены в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы – 200-300 яиц и при этом несутся почти ежедневно. Таковы породы леггорн , разводимые во многих европейских странах и США, и выведенные от них русские белые . Леггорны утратили инстинкт насиживания. Выведены общепользовательные породы, от которых получают и мясо, и яйца. В России разводят юрловских голосистых и первомайских кур . Масса тела юрловских кур достигает 4 кг, в то время как банкивская курица имеет массу около 800 г.

В птицеводческих хозяйствах кур разводят на промышленной основе. Здесь действуют крупные птицефабрики, где содержат сотни тысяч кур, от которых получают миллионы яиц в год. При клеточном содержании несушки находятся на решетчатом полу с наклоном. Снесенное яйцо по наклону выкатывается на наклонный желоб. После проверки яйца укладывают в специальные ящики и отправляют на продажу. На птицефабрике имеются инкубатор (аппарат для искусственного разведения птиц из яиц) и помещение, в котором выращивают цыплят.

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы , широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских . Они быстро растут и к осени достигают массы более 2 кг (рис. 189).

Домашние гуси произошли от дикого серого гуся (европейские породы) и от сухоноса (китайские породы). Индейки были одомашнены в Центральной Америке. Домашние индейки сравнительно быстро растут: индюки достигают массы 10-35 кг, индейки – 5-11 кг. Эти птицы откладывают 100-150 яиц за один сезон.

Тема урока Значение и охрана птиц Мандаринка - охраняемая птица Зорина Наталья Николаевна






Значение птиц для человека Истребляют насекомых вредителей садов и огородов Некоторые виды птиц являются объектом промысла Птичий помёт используется в качестве органического удобрения Уничтожают мелких грызунов- вредителей и распространителей многих инфекционных заболеваний Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям. Продолжительность его действия около года. 5


Домашние птицы Домашние куры Яйценосные породы яиц в год Общепользовательские породы Леггорн, русские белые Юрловские голосистые, первомайские 6














Задания кроссворда 1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета. 2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха. 3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки. 4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде. 5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту. 6. Часть бронхов, выходящая за пределы легких, образующая тонкостенные мешки. 7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха. 8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться. 9. Строение легких. 10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков. 11. Отдел, где пища подвергается воздействию пищеварительных желез. 12. Тип оплодотворения у птиц. 13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки. 14. Расширение в пищеводе. 15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким. 16. Сердце птицы. 13
Домашнее задание 1.§ 50 перес. 2.§§ повторить. 3.Проверьте себя с Какие утверждения верны? с Придумайте задание на выбор: Кроссворд по теме «Класс Птицы»; Криптограмму по теме «Класс Птицы», Ребусы по теме «Класс Птицы»; Книга рекордов по теме «Класс Птицы»; Тестовые задания по теме «Класс Птицы» 15


Интернет- ресурсы 1. Изображения птиц: мандаринка, дятел, дрофа, варакушка, чибис, белая трясогузка, орлан- белохвост Изображения на слайде 10, изображения диких банкивских кур, домашней птицы Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц 16

Тема урока

Значение и охрана птиц

Мандаринка - охраняемая птица


Цель урока

Выявить значение птиц в природе и жизни человека, причины и способы охраны птиц

Трёхпалый дятел

Варакушка


Значение птиц в природе

Регулируют численность насекомых и мелких грызунов

Распространение плодов и семян

Являются важным звеном в цепи питания живых организмов

Колибри опыляет растения питаясь цветочным нектаром


Значение птиц для человека

Истребляют насекомых вредителей садов и огородов

Некоторые виды птиц являются объектом промысла

Птичий помёт используется в качестве органического удобрения

Уничтожают мелких грызунов- вредителей и распространителей многих инфекционных заболеваний

Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям.

Продолжительность его действия около года.


Домашние птицы

Домашние куры

Яйценосные породы

Общепользовательские породы

русские белые

первомайские



Домашние птицы

Пекинские утки, московские белые, украинские

Быстро растут, к осени достигают массы более 2 кг

Выведены от дикой утки -кряквы


Происхождение птиц

Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц


Охрана птиц

Изготовление и развешивание искусственных гнездовий

Занесение в Красную книгу редких, охраняемых птиц

Создание заповедников, заказников

Подкормка птиц в зимнее время


Птица года

Чибис-2010 год

Белая трясогузка-2011 год

Варакушка-2012 год

Орлан-белохвост-2013 год



Задания кроссворда

1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета.

2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха.

3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки.

4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде.

5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту.

6. Часть бронхов, выходящая за пределы легких, образующая тонкостенные мешки.

7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха.

8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться.

9. Строение легких.

10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков.

11. Отдел, где пища подвергается воздействию пищеварительных желез.

12. Тип оплодотворения у птиц.

13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки.

14. Расширение в пищеводе.

15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким.

16. Сердце птицы.



Интернет- ресурсы

  • http ://images.yandex.ru/yandsearch - Изображения птиц: мандаринка, дятел, дрофа, варакушка, чибис, белая трясогузка, орлан- белохвост.
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr - Изображения на слайде 10, изображения диких банкивских кур, домашней птицы
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res - Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц

1. Какова роль растительноядных птиц в природных экосистемах?

Растительноядные виды питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают много семян и плодов растений. Иногда они запасают плоды и семена, иногда переносят на значительные расстояния. Теряя их, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы - колибри и нектарницы опыляют растения.

2. Расскажите о значении насекомоядных птиц в природе.

Они играют исключительно важную роль, поедая множество насекомых, регулируя их численность в природных сообществах. Большую услугу человеку оказывают насекомоядные птицы, уничтожая вредителей в садах, скверах и парках. Они снижают разрушительное воздействие насекомых на растения в лесопосадках, лесных хозяйствах и на полях, в садах и огородах.

3. Назовите два-три вида промысловых птиц. Где они обитают, какой образ жизни ведут?

Гуси и утки; куриные птицы; рябчик, тетерев и глухарь. Они обитают в Сибири, в Европе, на побережьях Крайнего Севера.

4. Охарактеризуйте две-три породы домашних птиц. Какую продукцию от них получают? Где и как их разводят? .

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы, широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских.

  • Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур.
  • Индейки были одомашнены индейцами в Центральной Америке. Домашние индейки быстро растут, достигая массы от 10-35 кг (самцы) до 5-11 кг (самки). Они откладывают 100-150 яиц за один сезон.

5. Назовите основные сходные признаки у птиц и пресмыкающихся.

Сходство птиц и пресмыкающихся заметно как во внешнем, так и во внутреннем строении. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. У тех и других имеется клоака - последний отдел пищеварительной системы, в который открываются и мочеточники, и протоки половых желез. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся.

6. Рассмотрите рисунок 189. Назовите особенности строения археоптерикса. Сравните его с современной птицей. В чем их различия?

Тело его было покрыто перьями, которые даже в мельчайших деталях были похожи на перья современных птиц. Передние конечности представляли собою крылья, на концах которых находилось по три длинных пальца с когтями. Киля на грудине не было. Кости были тяжелыми, поэтому считают, что археоптерикс не летал, а лазил по ветвям и мог планировать, перепрыгивая с одной ветки на другую. Первоптица обхватывала ветки не только имеющимися на ногах пальцами, три из которых, как и у современных птиц, были направлены вперед и один назад, но и пальцами, расположенными на крыльях. Так же поступают птенцы современных южноамериканских птиц гоацинов." у них сохраняются пальцы на крыльях.

Никаких связей археоптерикса с современными птицами не установлено. Археоптерикс не был прямым предком современных птиц, а был боковой ветвью в их эволюции. Настоящие птицы появились в конце мезозойской эры.

Тема урока: Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Цель урока: выяснить происхождение и изучить значение птиц и меры по их охране.

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания: о роли птиц, обосновать необходимость их охраны и происхождение от пресмыкающихся.

Сформировать умения:

Определить черты сходства и отличия птиц с пресмыкающимися;

Объяснить роль птиц в природе и жизни человека.

По охране птиц

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий. Развивать умения по осуществлению поиска нужной информации.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,

сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.

развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности; прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к птицам, правильного поведения в природе.

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

Методы урока:

Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура урока:

частично - поисковый.

Проектно - исследовательский.

Информационно - технологические ресурсы: учебник, тетрадь, фото птиц, звукозапись «Голоса птиц», красная книга Бурятии, маршрутные листы.

Организация урока: класс разделен на 3 группы.

Интерактивный режим (мо-дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив-ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной

Происхождение птиц.

Роль и значение птиц.

Охрана птиц.

Ход урока:

1. Происхождение птиц.

Деление на группы: Экологические группы птиц по типу питания.

3 группы - 1 группа Растительноядные (Фитофаги)

2 группа Насекомоядные (энтомофаги)

3 группа Хищные (зоофаги)

Добрый день! Я рада вас приветствоваться сегодня на уроке. Сейчас, ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение? Пусть оно сохранится до конца нашего урока.

Проблема. Слайдовая презентация по экологическим проблемам птиц: нефть, браконьерство…..

Ребята. А какая тема нашего урока, о чем мы будем говорить………….

Правильно ребята. И сегодняшний урок посвящен птицам, тема нашего урока «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц ».

А знаете ли вы ребята, что ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Birds Day) - интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году.
Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций.

Ребята вы разделены на 3 группы, по классификации птиц по типу питания. (перечисление групп).

Обратите внимание на навигаторы.

1 задание: Характеристика экологической группы птиц. (__1 мин)

2 задание: Происхождение птиц. Ребята, представьте себя в роли ученых - орнитологов (орнитология - наука о птицах) и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц (произошли от пресмыкающихся.

Ребята отправимся в виртуальное путешествие во времени (ролик видео) посмотрите внимательно, после просмотра вам предстоит выполнить задание. (1 мин 37сек)

Теперь ребята приступаем к выполнению задания № 2. (1 мин)

2 задание: Происхождение птиц.

1 группа: причины появления птиц.

2 группа: выявить черты сходства между пресмыкающимися и птицами.

3 группа: выявить отличия между пресмыкающимися и птицами.

Черты сходства птиц с рептилиями:

Сухая кожа, лишенная желез

Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

Наличие клоаки

Сходство в строении яиц

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу.

Вывод по этапу: ребята к какому выводу мы пришли? (ответы детей), что птицы произошли от пресмыкающихся, что доказывает существование переходной формы археоптерикса. То есть наша гипотеза верна.

Роль и значение птиц.

(Слайд) Ребята у вас на столах карточки, где изображены рисунки, фотографии, в которых существует логическая связь. С изображениями на этих карточках вы работаете по часовой стрелке, а в центре под цифрой 5 закодирован вывод. (3 мин)

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Ответы детей (1 минута)

Дети формулируют выводы. Ребята скажите к чему вы пришли и что у нас получилось. Огромную роль играют птицы.

А как можно связать птиц с приближающимся праздником 70- летия Победы в Великой отечественной войне? (ответы детей) (Слайд).

Ответ: Почтовый голубь, который разносил письма.

Какое у вас ребята настроение. Ребята давайте послушаем пение птиц.

Охрана птиц.

Презентация: О вырубке леса, пожары, вспашка полей, осушение болот, загрязнение окружающей среды, браконьерство.

(Слайд) За 20 век исчезло более 70 видов птиц. (дронд, бескрылая гагарка, лабрадорская гага, моа, странствующий голубь, стеллеров баклан).

Исчезли они как вы думаете………..(ответы детей) с лица земли по вине человека. Крупных хищных птиц отлавливают для продажи (), если потревожить гнездовья птиц, то хищные птицы бросают в свои гнезда.

От чего исчезновение птиц продолжается и в настоящее время.

Человек для охраны птиц принимает определённые меры (спросить у детей)

Создание природоохранных организаций. Например Гринпис (зеленый мир, Международная независимая неправительственная экологическая организация)

Красная книга

Заповедники.

На доске вы видите фотографии птиц, как вы думаете, что их объединяют?

Где можно их встретить? (ответ: на территории Бурятии)

Птицы занесены внесены в Красную книгу.
В республике Бурятии __75 видов_птиц занесены в Красную книгу Бурятии.

Ребята, какой вклад вы можете внести в охрану птиц.

3 задание: какие предложения вы можете внести в целях охраны и привлечения птиц. (на подготовку 3 мин и защита 1 мин)

Форма защиты вашей работы произвольная на вашу фантазию.

Меры по охране

Не кричать и не шуметь, во время гнездования.

Не разорять гнезда.

Нет браконьерству.

Развешивать скворечники, кормушки.

В зимнее время кормить птиц.

Давайте ребята поделимся своими впечатлениями и теми знаниями, которые вы получили на нашем уроке.

д/з: ответить на вопрос: Почему голубь является символом мира?

Спасибо ребята за урок!

Итог урока: Спасибо ребята!