26.11.2023

Правила когда пишется ь. Разделительный твердый знак пишется после. Роль и значение мягкого знака в русском языке


Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.

Однако есть фонемы, которые всегда:

а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

б) Написание следом за ними мягкого знака.

Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

Существует три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.

Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.

Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

  • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.

Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск мягкие, в них после н и р пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

§27

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

§28

Во всех случаях, кроме указанных в § 27, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

Буква ь как знак мягкости согласного

§29

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов,

напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

§30

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск мягкие, в них после н и р пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква ь в некоторых грамматических формах

Не после шипящих

§31

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед −десят и −сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед −ся (так же, как в инфинитиве глаголов без −ся ), напр.: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед −ся и −те (так же, как в формах без −ся и −те ), напр.: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме тв. п. мн. ч. существительных, напр: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме тв. п. числительного четырьмя .

После шипящих

§32

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), напр.: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), напр.: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, напр.: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) им. п. ед. ч. существительных муж. рода 2-го склонения, напр.: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) род. п. мн. ч. существительных жен. рода 1-го склонения, напр.: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм муж. рода прилагательных, напр.: свеж, охоч, хорош, нищ .

Буквы Ъ и Ь

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный .

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех- , например: трехъярусный .

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский .

§ 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружье, ночью, рожью, воробьиный, курьезный, лисье, лисью, лисьи, чья, чье, чью, пью, шью .

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь , и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше .

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче, пальчик .

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми , также четырьмя .

3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте .

§ 74. Буква ь не пишется:

1. В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань) .

2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька ; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька .

§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь .

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься .

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь .

4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь , например: мажьте – мажьтесь; спрячьте – спрячьтесь; ешьте .

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься .

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь, прочь , а также в наречии настежь .

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь .

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь ЗНАКОВ. Таблица 17 Разделительный Ъ: Разделительный Ь: Ь для обозначения мягкости: 1. После приставок на согласный (русских и заимствованных) перед корнем, который начинается на Е, Ё, Ю, Я: съел, подъём, объяснил, предъюбилейный, адъютант, субъект. 2. В сложных словах после первой части двух-, трёх-, четырёх-, сверх-, меж-: двухъярусный, трёъязычный, межъярусный. 3. В корне иноязычного слова фельдъегерь (vojenský kurýr). 1. Пишется всегда в середине слова (т. е. в корнях, суффиксах и окончаниях) после мягкой согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: пьеса [ п йэсъ], бельё [ б и э л йо], листья [ л ист йя], лью [ л йу], воробьи [ върλб йи], 2. В заимствованных для русского языка словах в сочетании ЬО (не ЬЁ!!!): бульон, павильон, медальон, почтальон, шампиньон. 1. На конце слов как показатель мягкости согласных: огонь, словарь, дверь, боль 2. В середине слова: А) После мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким) львица, льняной, вальс, только Б) После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным: КузЬма, борьба, просьба, письмо. 3. В числительных только один раз: пять, шесть, одиннадцать, пятьдесят, семьдесят, шестьсот, девятьсот. 4. В некоторых формах творительного падежа (7. р.) имён существительных: мать матерью, лошадь лошадью, 5. В инфинитиве глагола: читать, писать, ехать, петь, сидеть, учиться, умываться. 109

2 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Таблица 18 Ь ПИШЕТСЯ: На конце сущ. ж. р. в Им. (1.р.) и Вин. (4.р.) пад. ед.ч.: молодёжь, сушь, тишь, рожь, мелочь, В инфинитиве глаголов: беречь, беречься, стричь, стричься, развлечь, развлечься, жечь, печь, лечь, В глаг 2-го л. ед. ч. наст. и буд. прост. вр.: пишешь напишешь, рисуешь нарисуешь, читаешь прочитаешь, вернёшь - вернёшься. В повелительном наклонении: спрячь, спрячьте, прячься, спрячьтесь, намажь, намажьте, намажься, намажьтесь. В наречиях после шипящих Ж, Ш, Ч: точь-в точь, навзничь, прочь, настежь. наотмашь. Исключение: уж, замуж, невтерпёж. На конце частиц: лишь, бишь, вишь. Ь НЕ ПИШЕТСЯ: 1. В сущ. м. р. 2-го склонения: ключ, кирпич, ландыш, товарищ, багаж. 2. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. с основой на шипящий: крыша (без) крыш, туча (без) туч. 3. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. на ня: песня без песен, бойня без боенн, НО: няня без нянь. Исключения: барышня без барышень, деревня без деревень, боярышня без боярышень, кухня без кухонь. 4. В кратких прилагательных: колючий колюч, свежий свеж, тощий тощ, горячий горяч. 5. В прилагат. с суффиксом -СК-, если они образованы от сущ. на Ь: Тюмень тюменский, зверь зверский, Казань казанский, НО: день-деньской. 6. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, НН, ЖН, РЧ, РЩ: девочка, ночной, нянчить, погонщик, помощница, сапожник, ранний, перчик (от перец), фонарщик. 110

3 ИСКЛЮЧЕНИЕ: слово январский. ЯнварЬ ЯНВАРСКИЙ ФевралЬ февральский Март мартовский АпрелЬ апрельский Май майский ИюнЬ июньский ИюлЬ июльский Август августовский СентябрЬ сентябрьский ОктябрЬ октябрьский НоябрЬ ноябрьский ДекабрЬ - декабрьский У П Р А Ж Н Е Н И Я. Упражнение 1. Вставьте, где нужно буквы Ъ или Ь, объясните свой выбор. Феврал ские в юги и январ ские морозы, под ёмный кран, с ездит в деревню к бол ной бабушке, написат об явление, п ю чай, сер ёзный почтал он, медал он упал в бул он, сем я неизвестного растения, здоров е всей сем и, очен сил ный звер, в воскресен е состоит ся с езд учител ей, нел зя отложит прем еру, счаст е в несчаст е, обез ян и меха, прос ба, об яснениe, трет е с ёмочное об единение, Олен ка, бол ной получил ин екцию. Упражнение 2. Вставьте, где нужно Ь после шипящих в имена существительные. Объясните правописание. Глупый малыш, пришёл на помощ, купили мяч, хороший врач, теч в лодке, привезли кирпич, испекли калач, устная реч, стальной меч, заехали в гараж., душистый ландыш (konvalinka), тёмная ноч, чёрная туш, оркестр играл туш (fanfárу), тяжёлый багаж, новая вещ, красный карандаш, красивая доч, густой плющ (břečťan), первый палец, старый сторож, непролазная глуш (divočina, zapadlé místo), русская печ, верный товарищ, золотая рож, солнечный луч, разменять рубль на мелоч, современная молодёж, чёрный уж (užovka), степная пустош (pustina), густой камыш (rákosí), белая мыш, острый нож, больного бьёт дрож (zimnice), строительный чертёж. Упражнение 3. Спишите, вставляя, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните правописание Ад ютант генерала, об ективная рецензия, без ядерная зона, в огороде бур ян (plevel), автомобильный гон щик, интерв ю для радио, из ян материала, клян чить (prosit) сладости, компан он фирмы, почтовый кур ер, восем сот милл онов, необ ятные просторы, об егорить (napálit důvěřivé) покупателя, от явленный (notorický) лгун, пред являть документы, всё пред усмотреть, об ёмный портфел, пред осенний 111

4 период, п едестал почёта, пред юбилейные приготовления, пан европейская трасса, раз ярённый лев (rozzuřený), сверх ядовитое вещество, с экономить деньги, сверх естественные явления, трех язычный словарь, двух этажный дом. Упражнение 4. Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях. Объяснение обязательство, трёхъярусный трёхэтажный, волчьи волчий, безатомный безъядерный, контригра контръярус, обучить объявить, разобщить разъединить, межъярусный межэтажный, семья семя, двухъякорный двуязычный, инъекция инструкция, межинститутский межъязыковой, панамериканский панъяпонский, развязать разъярить Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки и образуя новые слова (прилагательные, глаголы и т. д.) с приставками. Употребите, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните написание. Без - (авария, язык, апелляция, ядро); об - (явиться, учить, ехать, юлить*); от - (экзаменовать, учиться, ездить); раз - (единить, ездить, общение, ярый, украсить); сверх - (яркий, естественный, штатный, урочный). *объюлить - (разг., ošálit, ošidit) Упражнение 6. Слова в скобках поставьте в творительном падеже (7. р.). Объясните правописание образованных слов. Увлечься игрой с (дети), прийти поздней (ночь), встретиться с интересными (люди), остановиться перед закрытой (дверь), часы пробьют (полночь), поговорить с (дочь), бочка с солёной (сельдь), обратиться к врачу с зубной (боль), встреться с (мать), обратиться за (помощь), встретить гостей с (радость), платье с (брошь), уехать в отпуск с (семья). Упражнение 7. Измените слова по образцу и запишите их. Объясните отсутствие буквы Ъ или Ь в словах. Образец: дочь дочка. В слове дочка Ь не пишем, так как мягкость Ч на письме не обозначаем, и в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НН, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ мягкий знак (Ь) не пишется. Дочь дочка; ночь, печь. Век вечный; восток, удача. Гонки гонщик; камень, обман. 112

5 Упражнение 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите слова в три колонки: 1) с твёрдым знаком; 2) с мягким знаком; 3) без Ъ и Ь знаков. Объясните свой выбор. Необ ятный, нян чить, печ ник, медал он, замуж, клян чить, могуч (от могучий), плащ, обреж те, ткач, неот емлемый, сем надцат, сем десят, лис ий, (без) собач его, мыш, пан европейский, р яный (horlivý), об ездчик, раз ярённый, фонар щик, сверх естественный, казан ский, добав те, трёхъязыч ный, ил люминатор. Ъ Ь Без Ъ и Ь Упражнение 10. Объясните, почему в одних словах пишется, а в других не пишется Ь. Тишь, купаешь, ключ, обливаешься, глушь, (без) жилищ, жечь, рожь, наотмашь, бульон, с детьми, восемь, кирпич, ешь, декабрьский, спрячьте, сборщик, замуж, лишь, сплошь, плач, не плачь, невтерпёж, вишь, банщик, развлечься, молодёжь, говоришь, лечь. Упражнение 13. Замените выражения одним словом. Объясните его правописание. 1. Сильная метель с ветром 2. Впрыскивание лекарства в живой организм 3. Драматическое произведение для театрального представления 4. Шейное украшение с подвесками спереди 5. Отвар мяса (а также рыбы, овощей, грибов) 6. Животное, наиболее близкое человеку по строению тела 7. Текст, написанный на бумаге и посланный кому-то 8. Показать чиновнику по требованию документы 9. Полоса суши вдоль берега моря 10. Общее название высоких сорных трав 11. Повреждение, недостаток 12. Очень большой, необозримый Слова для справок: побережье, колье, изъян, обезьяна, предъявить, бурьян, необъятный, вьюга, пьеса // спектакль, бульон, письмо, инъекция. 113


16 Ïðàâèëà ðóññêîãî ÿçûêà Íåïðîâåðÿåìûå ñîãëàñíûå Написание слов с непроверяемыми согласными (главным образом, иноязычных по происхождению) устанавливается по орфографическому словарю. Например: вокзальная,

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих и Ц ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения

Разработал учитель-логопед Александр Александрович Лементуев 2014 год 0 Ошибки в изображении схем слов. Записать слово. Начертить правильную звуковую схемы слова, закрасив все части. Ошибки в подборе синонимов.

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку 1. Точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели. 2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

Памятка по русскому языку 2013 Список орфограмм 1. Большая буква. Точка в конце предложения. 2. Пропуск, замена, искажение букв. 3. Деление на слоги. 4. Перенос слова. 5. Мягкий знак (ь) показатель мягкости.

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе. 1. Пропуск, замена буквы. Напиши слово правильно 1 раз, подчеркни букву. Дом. 2. Оформление предложения. Помни! Первое слово в предложении

Русский язык 3 класс Т е м а у р о к а: «Знакомство с орфограммой ь после шипящих на конце существительных. Ц е л ь: учить правописанию мягкого знака после шипящих у имен существительных; Задачи: Развивать

Основные орфограммы русского языка Буквы И, А, У после шипящих Сочетания ЖИ ШИ пишутся с буквой И. Ужи, камыши, ножи, малыши. Сочетания ЧА ЩА пишутся с буквой А. Чашка, дача, свеча, щавель. Сочетания ЧУ

Русский язык, 4 класс Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах Жерновникова Т.И., учитель начальных классов ГАОУ ТО «ГРК» Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах. Планируемый результат:

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» Составила: Анна Павловна Кабанова Учитель начальных классов 2014 год 1 Урок русского языка в 4 классе по теме:

Отдел образования администрации города Снежное Снежнянский городской методический кабинет Памятка по работе над ошибками по русскому языку для 2-4 классов 2015 г. Работа творческой группы учителей начальных

1. Правописание мягкого знака (ь) и твёрдого знака (ъ) 1.1 Правописание твёрдого знака Твёрдый знак (ъ) в русском языке не обозначает никакого звука, не может находиться ни в начале слова, ни в конце слова

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 ВАРИАНТ 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2012 1) земля 2) маяки 3) фрукты 4) льдина 5. Найди имена существительные в форме творительного 1) стеной 2) корзинке

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Задачи: Повторить в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов. Планируемые

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 3-х классов Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок. Это более трудные задания. Постарайся выполнить

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна. Абсолютная грамотность за 15 минут / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Фгнетика. Орфография. Морфология. Словообразование. Повторение изученного в начальной школе. Планируемые результаты. Предметные:

Образовательный минимум знаний для обучающихся 3 классов на конец 1 четверти 2016 \ 2017 учебного год Русский язык К концу 1 четверти 3 класса учащиеся должны знать: - правила переноса слов, - названия

Планируемые предметные результаты: Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки

КГБОУ ШИ 2 Рязанова М.С., учитель русского языка и литературы Русский язык Контрольный тест для 5 класса по теме: «Имя существительное» 1. Какого морфологического признака нет у имени существительного:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Учитель начальных классов: В. А. Шейко Предмет: Русский язык Тема урока: «Мягкий знак (ь) после букв шипящих в конце имён существительных женского рода» Тип урока: Урок открытия

Составитель: Бабушкина М.В.- учитель русского языка и чтения КОУ «Леушинская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Класс: 5 Тема: Правописание имен существительных с шипящей

Русский язык 3б класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Русский язык 3а класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Программа по русскому языку и развитию речи 7 класс (дети 2-3 лет) Грамматика. Правописание Кол-во Требования к знаниям и умениям Разносклоняемые имена существительные 2 (общее ознакомление) Буквы Е в

ОГЛАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ................................................. 3 1. Зачем человеку нужен язык.................................. 3 2. Что мы знаем о русском языке...............................

1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Формирование грамматического строя речи» для 5 класса (II вариант) составлена на основе программы курса «Язык и литература» (2-е отделение, вариант

ПАМЯТКА «Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами» 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните

Тематическое планирование по русскому языку Автор: Рамзаева Т.Г. 3 класс Экстернат Тема урока 1 ТРИМЕСТР Повторение. Речь. Предложение. Текст единица языка и речи. Части речи. Распознавание слов по вопросам,

Латохина Мария Николаевна Муниципальное образовательное учреждение гимназия 44 г. Люберцы УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА Цели урока: Информатика: учить пользоваться компьютером, включать, входить в

МБОУ ПСОШ 1 имени Г.В.Алисова Буква ь после шипящих на конце имен существительных (урок русского языка в 4 классе УМК Школа 2100..) Учитель начальных классов: Миронова С.В. 2013г. Тема. «Буква ь после

П,п Тема урока Колво часо в Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание по теме «Повторение» 2 Что такое графика. Фонетический разбор слова Повторение фонетики. Слог и ударение 3 Повторение изученных

Урока Повторе ние Календарно тематическое планирование Письмо и развитие речи 5 класс Раздел Тема урока Кол-во часов I четверть Практические упражнения в составлении и распространении предложений 2 Связь

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 Краевая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Фамилия, имя класс 4, СОШ г.(р-на) 1. Диктант Вариант 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2014 2. Укажи, словосочетания

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. 1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок

Ояснительная записка к экзаменационному материалу по русскому языку для 4 классов Итоговая контрольная работа Структура работы: диктант с грамматическим заданием Экзаменационный материал разработан на

3 класс п/п Наименование тем, уроков Количество часов Дата проведения Дом. задание Примечание По плану Фактическая Язык и речь (2 ч.) 1 Наша речь. Виды речи. Инструктаж по ОТ. Комбинированный.1 ч. Упр.

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 13 декабря 2017 г. 1. Назначение диагностической

Логопедическое занятие. Класс: 3 класс Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. Цели: Образовательные: учить наблюдать, исследовать правописание слов;

I. Последовательность работы над орфограммами. 1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка. 2. Подчеркните (выделите) орфограмму. 3. Определите, в какой части слова

Демоверсия контрольной работы по русскому языку для учащихся, поступающих в 7 «У» класс 1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) сливовый 2) начал 3) клала 4) брала

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Класс: 6 Часов в неделю: 7 Всего часов: 245 Календарно-тематическое планирование Предмет: Русский язык I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 76. урока Раздел, тема урока Кол-во часов Практическая часть

Урок русского языка 3 класс тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». (УМК: В.П. Канакина «Русский язык») Учитель: Сергеева Л.Г. 1 Цели: 1. углубить знания о роли мягкого знака в

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Правописание разделительных Ь и Ъ Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е, передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях 1 После приставок, оканчивающихся на согласный

4 класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 3 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова АБСОЛЮТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 15 минут в день 1-4 классы Шпаргалка для родителей АСТ Астрель Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-9 У34 У34 Узорова, Ольга Васильевна Абсолютная

Урок русского языка в 4 «Б» классе. Программа «Школа России». Учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 п. Ноглики Высоцкая Ольга Михайловна. Тема урока: «2 - е лицо глаголов единственного числа». Цели урока:

Урока Календарно-тематический план. Русский язык. 5 класс Название раздела, темы Всего часов. О языке 3+ Ко нтр. раб. Разв. речи Дата проведения пла н факт,2,3 Зачем человеку нужен язык. 2 Что мы знаем

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Имена существительные с шипящим звуком на конце» Цели: учить написанию имен существительных женского рода с мягким знаком на конце после шипящих; развивать логическое

1 А, Г, Д неверны. Проверяем каждое утверждение Пети. А) На конце слова «калач» надо писать Ь, так как звук [ч] мягкий. Есть правило: Ь знак на конце слова после шипящих пишется у существительных женского

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

რუსული ენა საბაზო საფეხურის გრამატიკა განსახილველი ვერსია 1. Грамматика 1.1. Фонетика Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение

П/п Тема 1 Повторение изученного в 1-3 классах Колво 11 2 Предложение 9 3 Слово в языке и речи 19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 4 класс Темы уроков Содержание

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

Щи ВАРИ 1 /^f/st/ 1 Л.А. ВВЕДЕНСКАЯ УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Словари Л.А. Введенская УЧЕБНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Ростов-на-Дону 2007 УДК 811.161.1*35(038) ББК 81

РУССКИЙ язык В ТАБЛИЦАХ 10-11 классы АСТ Москва УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Р89 Автор-составитель Г.Ф. Савченкова Р89 Русский язык в таблицах: 10-11 классы / авт.-сост. Г.Ф. Савченкова. Москва:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Признаки текста: смысловое единство предложений, заглавие, тема, план текста Знакомство с учебником

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русскому языку кружок «Юный лингвист» 7 по в классе (название предмета) (класс, параллель)

Количество часов в год 170 ч. Количество часов в неделю 5 ч. 1четверть- 45 ч. 2четверть- 35 ч. 3 четверть- 50 ч. 4четверть- 40 ч. Тематическое планирование по русскому языку 3класс ОП «Перспективная начальная

Календарно тематическое планирование по русскому языку УМК «Школа России». Канакина В.П. 2 класс (136 ч., 4 часа в неделю) Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. организаций.

Тическое планирование дистанционного курса русского языка для 10 класса Специализированного учебно-научного центра НГУ (всего 68 часов) Тема Роль языка в обществе 1 Русский язык в современном мире I. Модуль

Урока Раздел 1: Повторение (16 ч) - 16 ч Тема урока 1. Наша речь и наш язык. 1 2. Наша речь и наш язык 1 3. Текст (повторение и углубление представлений) 1 4. Предложение (повторение и углубление представление

1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

· после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;

· в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;

· в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

Правописание разделительного ь (мягкого знака).

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

· внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;

· в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения - е (ножо"м, большо"го, книжо"нка, концо"м, окольцо"вы-вать; НО экила"жем, п"ищей, ры"жего, торго"вцев, окольцева"ть).

2. После шипящих под ударением пишется ё:

· в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),

· в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),

· в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),

· в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),

· с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),

· в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),

· в местоимении о чём,

· словах причем, нипочём.

Сложносочинёнными называются предложения, части которых независимы, равноправны и соединены сочинительной синтаксической связью, выраженной сочинительными союзами.

Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.

Схема: (…), но (…).

Сложносочинённые предложения обычно обозначаются так: ССП.

Сочинительная связь выражена сочинительными союзами. Они определяют характер смысловых отношений в ССП.



Тренер заболел, и занятия перенесли.

(соединительный союз и , в предложении выражена последовательность действий, обусловленная как причина и следствие)

Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.

(противительный союз но , в предложении выражено противопоставление)

Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.

(разделительный союз не то… не то , в предложении выражено взаимоисключение)

Классификация ССП строится на использовании в них союзов и их значении.

ССП делятся на следующие виды:

1. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и ), ни… ни, как, так и выражают или одновременность событий, о которых говорится в частях ССП, либо отношения причины или следствия:

Анна не отвечала, и пауза затянулась.

(одновременность действий)

2. ССП с противительными союзами а, но, да (в значении но ),однако, зато, же, в то время как, между тем как, тогда как выражают сопоставление или противопоставление:

Анна не отвечала, однако я её не торопил.

(сопоставление)

3. ССП с разделительными союзами или(иль), либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то выражают чередование или взаимоисключение:

Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

(взаимоисключение)

4. ССП с присоединительными союзами да и, причём, тоже, также указывают на дополнительную информацию:

Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.

5. ССП с пояснительными союзами то есть, а именно содержат пояснение:

Ваша статья нас не заинтересовала, то есть мы не будем её публиковать.

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что синтаксическая связь частей сложного предложения выражена в них без помощи союзов и союзных слов. Синтаксическая связь выражена в них интонационно. Интонация также помогает определять значения предложений, которые вне контекста часто могут определяться по-разному.

Учительница заболела, занятие перенесли.

(последовательность действий)

Учительница заболела: занятия перенесли.

(пояснение)

Учительница заболела – занятия перенесли.

(причинно-следственная связь)

Бессоюзные сложные предложения принято обозначать БСП.

1. БСП со значением последовательности :

Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

2. БСП со значением пояснения :

Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.

В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно . Второе предложение поясняет первое.

3. БСП со значением дополнения :

Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.

Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.

4. БСП со значением причины :

Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

5. БСП со значением условия :

Захочу – всё будет по-моему.

Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если .

6. БСП со значением следствия :

Прошёл ледяной дождь – столько деревьев поломало.

Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что .

7. БСП со значением времени :

Дождь перестал – дети побежали на улицу.

В первое предложение может быть подставлен союз когда .

8. БСП со значением сопоставления :

Делу время – потехе час.

Во второе предложение может быть подставлен союз а .