17.12.2023

Сочинение природа в лирике фета. Изображение природы в творчестве фета Изображение природы в лирике фета




В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна...

Поэты 40-х годов при описании природы опирались, в основном, на приёмы, характерные для Гейне, т.е. вместо связного описания давались отдельные впечатления. Многие стихотворения раннего Фета относились критикой к "гейневским". Например, "Шумела полночная вьюга", где поэт выражает настроение без психологического анализа его и без прояснения сюжетной ситуации, с которой оно связано. Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического "я", оживляется, одушевляется ими. Так появляется характерное фетовское очеловечивание природы; часто появляется эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой, нет столь характерных позднее ярких и точных деталей, позволяющих судить о картине в целом. Любовь Фета к природе, знание её, конкретизация и тонкие наблюдения за ней проявляются в его стихах в полной мере в 50-е годы. Вероятно, на увлечение им пейзажной лирикой в то время повлияло его сближение с Тургеневым. Явления природы становятся детальнее, конкретнее, чем у предшественников Фета, что характерно и дня прозы Тургенева. У Фета изображается не вообще берёза, как символ русского пейзажа, а конкретная берёза у крыльца собственного дома, не вообще дорога с её бесконечностью и непредсказуемостью, а та конкретная дорога, которую можно сию минуту увидеть с порога дома. Или, например, в его стихах встречаются не только традиционные птицы, имеющие чёткое символическое значение, но и такие птицы, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и другие, каждая из которых показана в своём своеобразии:

За облаком до половины скрыта,

Луна светить ещё не смеет днём.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито,

Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Пейзажи Тургенева и Фета сходны не только в меткости и тонкости наблюдений над явлениями природы, но и в ощущениях, образах (например, образ заснувшей земли, "почиющей природы"). Фет, как и Тургенев, стремится зафиксировать, описать изменения в природе. Его наблюдения легко можно группировать или, например, в изображении времён года чётко определить период. Изображена ли поздняя осень:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию дыхания мороза;

Краснели по краям кленовые листы,

Горошек отцветал, и осыпалась роза, -

или конец зимы:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути...

Это легко можно понять, т.к. описание даётся точно и чётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в "Весеннем дожде"). Точно так же можно определить, что Фет по большей части, даёт описание центральных областей России.

Именно природе средней полосы России посвящен цикл стихотворений "Снега" и многие стихи из других циклов. По мнению Фета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркую красоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к этой природе, к игре света и звука в ней» к тому природному кругу, который поэт много раз называет приютом: "Люблю я приют ваш печальный и вечер деревни глухой...". Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота человека, красота любви - эта самостоятельные лирические мотивы сшиваются в художественном мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневности он уходит туда, ”где грозы пролетают мимо…” Для Фета природа - объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Она - лучший наставник и мудрый советник человека. Именно природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Кроме того, например, в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья....

Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении "Вечер"?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу»

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу...

Подобная передача происходящего говорит об ещё одной особенности пейзажной лирики Фета: главную тональность задают трудноуловимые впечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах очень трудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычными ассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы. Можно говорить и об импрессионизме поэзии Фета; именно с уклоном к импрессионизму связано новаторство в изображении явлений природы. Точнее говоря, предметы и явления изображены поэтом так, как они предстали его восприятию, какими они ему показались в момент написания. И описание фокусируется не на самом изображении, а на впечатлении, производимом им. Кажущееся Фет описывает как реальное:

Над озером лебедь в тростник потянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Вообще, мотив "отражения в воде" встречается довольно часто у поэта. Вероятно, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описание природы, прежде всего, служит средством выражения лирического чувства.

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси.

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью, К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей…».

Фет строит картину мира, который он видит, чувствует, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и жук, и лунь, и коростель, и звезды, и Млечный путь. Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины – все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилия,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

«Чувство природы» у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с ее жизненно важным органом – человеческой личностью, подчиненной общим законам природной жизни.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять. Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимает ее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать – как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Отношения Фета с природой – это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда:

Я жду... Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо

И в мелких, и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад...

Прости, золотая, прости!

Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Фета, которое в свое время принесло автору немало огорчений, вызвав своим появлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешки приверженцев традиционной поэзии – в общем, целый литературный скандал. Это маленькое стихотворение стало для критиков демократического толка воплощением мысли о бессодержательности и безыдейности поэзии. Более тридцати пародий было написано на это стихотворение. Вот оно:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!…

Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении! Не случайно излюбленным временем суток Фета была ночь. Она, как и поэзия, – прибежище от суеты и маеты дня:

Ночью как-то вольнее дышать мне,

Как-то просторней...

признается поэт. Он может говорить с ночью, он обращается к ней, как к живому существу, близкому и родному:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!

Опять и опять я люблю тебя,

Тихая, теплая,

Серебром окаймленная!

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну...

Меня не видать, зато сам я все вижу...

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

А.А. Фет — тончайший мастер стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, присутствует не одно лишь любование. Как и в поэзии Тютчева, живая и одухотворённая природа выступает в стихах Фета вторым (и полноправным!) лирическим героем. Однако, если Тютчеву близок космический масштаб восприятия (отсутствие конкретных деталей в изображении мира), то Фет, напротив, искусно использует приём детального живописания:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

Уже из приведённого отрывка видно, что поэт далёк от того, чтобы просто описывать пейзаж: он изображает его с целью передать определённое настроение. «Вечер тих», безмятежно «дремлют ивы» — какое во всём разлито умиротворение! И в душе лирического героя преобладает то же чувство.

Гармония в природе рождает гармонию в душе. И человек безмерно благодарен за это:

Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов,

Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой...

Какою молодой и безграничной верой

Опять душа полна!..

Таким образом, пейзажная зарисовка оказывается психологическим этюдом. Состояние человека уподобляется состоянию природы и наоборот. В стихах Фета часто применяется такой художественный приём, как олицетворение — одушевление, очеловечивание природы. Но это вовсе не означает, что человек снисходит до природы или возвышается до неё. Человек — часть всего живого, такое же творение бога, как земля и всё населяющее её.

Фет стремится запечатлеть не статичный пейзаж, а изменчивую, воспринимаемую в движении картину. Поэтому, как мне кажется, в поэтической лексике поэта отмечается преобладание существительных и глаголов над прилагательными: существительное называет явление, глагол передаёт его движение. Известны стихотворения Фета, построенные на существительных — например, «Шёпот, робкое дыханье...» и «Это утро, радость эта...». Тяготение к назывным конструкциям свидетельствует, на мой взгляд, о стремлении автора показать мимолётное мгновение жизни, его красоту. Он, как художник-импрессионист, мазками-деталями наносит краски на холст, и картина получается объёмной, живой, наполненной воздухом и светом.

Весна и лето — любимые времена года поэта. Многоцветие, многозвучие, жажда жизни, её приветствие звучат в этих стихах. Поэт приветствует щедрый на краски день, любит таинственную ночь.

Стихи Фета о природе в большинстве своём проникнуты радостью от увиденной красоты, от соприкосновения с ней, от сопричастности таинству жизни:

Какая ночь! На всём такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Лучшие стихи Фета звучат восторженным поэтическим гимном красоте природы:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

В то же время в стихах Фета присутствует философское осмысление природы, её сущности:

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Эти строки заставляют нас вспомнить об утраченной людьми гармонии с миром. Когда-то человек жил в соответствии с ритмами природы, был неотъемлемой её частью. Потом, объявив себя «царём природы», в гордыне и самонадеянности перестал считаться с естественными законами эволюции, стал потребительски относиться к среде, из которой вышел. И что теперь? Природа мстит катастрофами и катаклизмами нам, людям XXI века, утратившим чувство единства со всем живым и неживым на планете. Только иногда, глядя на закат солнца, звёздное небо, мы поражаемся величию и красоте божьего мира. Понять и почувствовать эту красоту нам помогают стихи А.А. Фета.

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

…Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье". Он был убежден, что человек носит в своей груди "огонь сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я" .

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, "где воздух, свет и думы заодно", где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи" и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - "кроткий серафим", глаза ее - "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные как рай" и т. п.

В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста - символы оживающей весенней природы .

А в стихотворении "Пчелы" я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в "гвоздик душистой сирени". Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле". Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".

У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд" и "дремлет тополь сонный". Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души .

В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества - всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: "Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…" Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения - "пахучая страсть", "устало все кругом: устал и цвет небес…" и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души". Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый "звездный цикл": так много писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. "Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность .

Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту. Любовь и природа – центральные темы творчества поэта. Фет любил и знал русскую природу. Он умел в лю­бом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихот­ворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливают­ся в радостную музыку. Фет пристально наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике по­званивает колокольчик. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

В основе поэтики Фета – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы. Природа у Фета почти никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в лирике Фета порою неразделимы. Чувства лирического героя оказываются родственными исполненной глубокой духовности жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья. Для поэта любовь - это также средоточие всех печалей, волнений, тревог . Трагические мотивы лю­бовной лирики Фета не случайны. Многие стихи посвя­щены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.

Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в тем­ные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в сти­хотворениях поэта подобна красоте природы, а созерца­ние лика любимой женщины сродни любованию приро­дой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье...». В стихотворении нет ни од­ного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие измене­ния цвета, света, звука, впечатлений.

Творчество Фета – это новый этап в развитии русской романтической поэзии. В его стихах психологически точно переданы ощущения, настроения, оттенки душевных движений, которые знакомы и понятны читателю. Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Сочинение

Фет — один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.

Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орёл, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии:

И слышу я, в изложине росистой

Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстаёт перед читателем в самых ярких красках:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведённое предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»:

Куда не обращаю взор,

Кругом синеет мрачный бор

И день права свои утратил.

В глухой дали стучит топор,

Вблизи стучит вертлявый дятел.

Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но всё это не делает её мёртвой. Она богата звуками и красками:

Что за звук в полумраке вечернем?

Бог весть! — То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нём есть, и страданье в нём есть,

И далёкий неведомый клич,

Точно грёзы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты…

При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звёзды молятся, берёзы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединённое настроением поэта:

Тёплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей дышит степь

И курганов зеленеет

Убегающая цепь.

Со временем в стихах Фета появляется всё больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всём:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветёт.

Таким образом, стихи А. А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью её. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты.

По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.