08.02.2024

Ментальные характеристики культуры. Ментальность и менталитет: между "духом" и "материей" Русская духовность как тип ментальности


Недавно у меня спросили:"Как долго будут спорить трое слепцов о своём представлении, держа слона за хвост, ногу и хобот"?
Спорить не собираюсь, но имею право высказать своё мнение и согласие с известными утверждениями на данную тему.
Существуют разные значения термина дух.
1. Философское понятие, обозначает: 1) нематериальное начало; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности; 3)в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому.
2.В мифологии - сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия.
3.В христианстве Святой Дух - третья ипостась единого Бога - Святой Троицы.
4.Исторически - временная условность - дух времени.
5.Настроение и состояние человека (совокупность черт характера, темперамента, знаний и убеждений) или коллектива, придающие силы для действия во имя чего-либо (дух войны, боевой дух, дух победы).
6.Ощущение запаха(не человеческий дух, дух пространства, погребной дух).
7.Прозвище (душман, "молодой" солдат).
Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии. Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием; в иррационализме, определяя сущность духа, как интуиция, чувство, воля, воображение. В экзистенциализме дух противопоставляется разуму, а неопозитивизм представляет данное определение, как лежащее вне сферы научного познания.
Также существует понятие народный дух (некая идеальная основа национального характера), корпоративный дух. И он уже характеризуется таким термином, как менталитет (совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности). Этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека. Он возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета весьма объёмное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Менталитет складывается на основах общей истории развития той или иной общности.
В обществе всегда шла и идёт градация на «высший свет», «средний класс» и «подонков». Можно и у «подонков» найти отличительные особенности, которые характерны как для «высшего света», так и для «среднего класса». Но в любом случае это слои, которые оседают на дне самого общества). Опять-таки, градация общества происходит как в рациональных, так и в иррациональных системах, в материальном и духовном мире. Поэтому не следует отождествлять или сравнивать термин «подонки» с отбросами общества. Здесь вступают в силу закон парадоксов, действуют и другие всевозможные общественные и Космические законы, в том числе закон кармы. Например, материально богатый человек, в силу своих способностей «делать деньги из воздуха», не пользуется уважением и образцом «светского человека», у хорошо воспитанного и нравственного человека, если таковым не является. А, если первый считает, что высокая мораль в обществе мешает стать материально богатым, или он пользуется «двойными стандартами», то это явление не приводит к их сближению, к единству самого общества. Тогда, чтобы объединить все слои общества, находят взаимовыгодный интерес или общего врага. Яркий пример сказанному является творческий союз – организация и продюсирование талантов (косметика) или война (хаос) на почве всевозможной вражды различных людей и объединений. Процесс этот не новый и не односторонний. Поэтому на каждом этапе развития общества происходят взлёты и падения, кризисы и подъёмы, количественные изменения и качественные скачки, приобретение положительного и отрицательного опыта. А приобретенные способности ведут к самосовершенствованию и совершенствованию самого общества, если существует порядок (гармония), справедливость (законность) и развитие (процесс обучения и воспитания). Вот почему одной из главных задач в обществе является укрепление семьи (ячейки общества) и нравственное воспитание подрастающего поколения, связанное с духовностью.
Духовность - свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность - это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины. Это понятие неразрывно связано с истиной, добром и красотой, которые становятся ясными в процессе познания и эстетического воспитания. А убеждение и опыт дают право каждому человеку свободу выбора жизненной позиции и системы мировоззрения.
В статье использованы материалы из Википедии – интернет энциклопедии.

В веках витает светлый ДУХ –
Сам БОГ в безоблачном пространстве.
Известно, русый был пастух,
Могучий, щедрый, прост в убранстве.

О нем сказания слагали,
Пророки донесли Завет.
Во лжи иуды предавали,
А в ПРАВИ славили в ответ.

Тот ДУХ СВЯТОЙ и есть закон!
Объединив народы счастьем,
Благословил трудиться он,
Прикрыв от смуты и ненастья.

Дружили русские, евреи,
Татары – в коммуналке жили.
За общность наций все радели,
И РОДИНУ свою любили!

Их ПРАВО СЛАВИЛИ поэты,
Философы могли учиться,
Творили, верили в приметы,
Но сон влечет и время мчится.

В грехах погрязли люди, мысли:
Велик соблазн, а воли нет.
Предательство подкралось, в смысле –
В семье разлад и много бед.

Но русский ДУХ уже проснулся –
Закон цикличности такой.
Он людям светом улыбнулся,
Повел всех в ПРАВДУ за собой!
Образ Иисуса Христа проявился в северном сиянии над Исландией.
В Исландии в г. Акранесе местный житель заснял необычное северное сияние...

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня человек оказывается на границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов. В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос «не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.

В новых глобализирующихся реалиях происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, главным символом времени становится утилитарность, расчетливый практицизм, смещающий базовые ориентиры аксиологии, девальвирован смысл понятий нравственного идеала. Сегодня весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость.

В этой связи особую значимость приобретает исследование этнических культур, менталитета и картины мира их носителей.

Следовательно, тема: «Менталитет как выражение специфики этнической картины мира» является актуальной и значимой для современного российского общества.

Степень разработанности проблемы . К исследованию этнического менталитета во все времена обращались философы, культурологи, историки, искусствоведы, психологии и др.

Внимание к проблемам менталитета проявляли: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.

В российской науке исследованием специфики менталитета занимались Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.

Среди современных ученых, рассматривающих проблемы этнического менталитета: Г.В. Гриненко, Л.Г. Ионин, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.

Существует ряд диссертационных исследований русского менталитета таких авторов как М.Г. Горбунова, В.В. Ковалёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др.

Объект исследования : этнический менталитет.

Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира.

Цель исследования - проанализировать менталитет как выражение специфики этнической картины мира.

Задачи исследования:

рассмотреть понятия и сущность менталитета;

изучить картину мира как выражение менталитета этноса;

проанализироватьспецифику русского менталитета;

выявить роль языка вэтнической картине мира.

К методам исследования относятся:общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции; историко-культурологический, сравнительный методы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретико-методологические основы исследования менталитета

.1 Понятие и сущность менталитета

В данном параграфе рассмотрим понятие менталитет. Менталитет (от фр. mentalite - мышление, мыслительное содержание) - определение, объединяющее в себе ряд значений, связанных с проблемой национальной культуры.

Развитие понятия «менталитет» имеет сложную эволюцию. Изначально использовались такие тесные определения как «психика народа», «дух народа», «этническое самосознание». «Ментальность» не отделялось от понятия «этнического». Менталитет переплетался с понятием «народный дух» - особенность народов, проживающих в одних географических, территориальных условиях. Далее менталитет начинает рассматриваться как система мировоззрения, основанная на этнической картине мира.

Понятие «менталитет этноса» было введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем). Менталитет представляет собой глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений, свойственных этносу, сформировавшихся в определенном природно-климатическом и историко-культурном пространстве.

Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир. Он проявляется в свойственных представителям того или иного этноса способах действовать в окружающем мире, иллюстрирует оригинальность культуры этноса.

Подчеркнем, что сущность менталитета составляют мировоззрение, мировосприятие, мироосвоение, мироощущение. Ядро менталитета создает генетический код культуры, который отличает ее от других культур, определяет способы отношения к инновациям, обеспечивает адаптационные механизмы.

Кратко рассмотрим разницу между понятиями «менталитет» и «ментальность». Если ментальность характеризует психологические процессы, состояние, формы духовной деятельности, то менталитет - это свойственная той или иной группе система регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающих из ментальности. Разграничение понятий менталитета и ментальности достаточно условно.

М. Блок считал, что ментальность выражает «внеиндивидуальную сторону личности, когда мы описываем ментальность прошлого, то восстанавливается картина мира - не в виде достояния лишь конкретного индивида, но в качестве параметров личности, предлагаемых человеку его культурой. Индивид усваивает ментальность через - язык, воспитание, социальное общение, в своем жизненном опыте, а не посредством биологического наследования».

По мнению Ж. Дюби ментальность - «это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. Изучение этих не имеющих четких контуров и меняющихся с течением времени систем затруднительно, необходимые сведения приходиться собирать по крохам в разных источниках».

По утверждениюЛ. Ладюри, «для характеристики менталитета необходимо исследовать такие социальной жизни как быт, природное и социальное окружение, семейную жизнь, религиозные верования, мифы, социальное поведение, которые и являются установками менталитета».

Менталитет часто воспринимается через понятие «душа народа». Так, английский мыслитель К. Юнг пишет: «в одном из своих аспектов душа не индивидуальна, но выводима из нации, сообщества, даже всего человечества».

Немецкий философ И.Г. Гердер отождествляет понятия «душа народа», «народный характер», «дух народа». По его мнению, именно народный дух создет основу этноса, одухотворяет культуру народа, выражаясь в языке, обычаях, ценностях, нормах, традициях. Народный дух является одной из узловых движущих сил исторического развития этноса.

Понятие «менталитет» осмысливается как «склад ума», «совокупность мыслей», «мыслительный образ», создающий «картину мира», выступающий в качестве самоидентификации этноса, также в качестве создания представления о какой-либо социальной группе, культурной общности.

В рамках отечественной науки и философии определение менталитета связывается с историей этноса. Менталитет отождествляется с национальными чертами характера, а черты менталитета в свою очередь, приравниваются к особенностям национального характера. Ментальность рассматривается как область человеческого бытия.

Понятия «менталитет» и «дух» народа сближаются. История менталитета анализируется как «все проявления человеческого духа», а сам менталитет как «всю духовную оснащенность человека и общества, его традиции, ритуалы».

Н.А. Бердяев говорит об «умопостигаемом образе русского народа», «русском сознании», «моральном сознании» или «характере русского народа».

Другой русский философ П.А. Флоренский, внешним проявлением национального духа называет «национальный характер», раскрывает особенности русского социального мироустройства и использует при этом понятия: «народное сознание», «духовный склад народа», «национальный дух» и т.д.

К.А. Абульханова отождествляя менталитет и сознание, говорит, что «дифференцирующими характеристиками менталитета являются - типы сознания, психологии, социального мышления, которые свойственны разным личностям одной этнической группы».

Историк-медиевист А.Я. Гуревич полагает, что «понятие «ментальность» заменимо понятием «картина мира». Ментальная картина мира включает в себя наиболее общие и мало изменяемые от поколения к поколению представления: о пространстве и времени в их соотнесенности между собой, о добре и зле, о свободе и равенстве, о праве и норме, о труде и досуге, о семье, о бессмертии и Боге, о личности и ее отношении к социуму».

Как считает А.Ю. Большакова, особенности природы русского менталитета состоят в том, что он в «своей стихийности и отторжении всякой оформленности (как насилия над собой) трудно поддается рационально-логическому анализу и упорядочиванию».

По мнению А.П. Бутенко и Н.В. Колесниченко, «Менталитет - определенное социально-психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа, его граждан, - запечатлевшее в себе (не в памяти народа, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».

И.К. Пантин пишет: «Менталитет - это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофических».

А.А. Лагунов дает трактовку роусского этноса как «общие мировоззренческие черты больших и малых этносов, объединенных географически, политически, экономически и духовно-культурно в границах Российской Федерации».

«Этнический менталитет - пишет О.А. Кукоба - это исторически сложившаяся устойчивая органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этой этнической общности (народу, нации), составляющим ее группам и гражданам, существующая на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, которая обуславливает единообразный, специфический для каждой общности тип мировосприятия, аксиологической оценки, поведения и с моидентификации.

С.Н. Алехина подчеркивает, что ментальность представляет собой «глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени национальное своеобразие какой-либо общности».

В.А. Мельник определяет национальный менталитет как «определенный способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени».

По утверждению В.К. Трофимова, «термин «менталитет» по своей сути есть фактически не что иное, как более современный научный эквивалент категории «социальный характер», а слову «национальный характер» соответствует понятие «национальный менталитет». «Национальный менталитет - это глубинная суть национального характера, в которой выражены самые важные внутренние сущностные качества национального характера».

Современный исследователь А.С. Тихонов пишет: «Понятия «национальный менталитет», «менталитет народа», «этнический менталитет», «менталитет этнической общности», «этноменталитет» мы трактуем как синонимы, ибо это проблема соотношения категорий всеобщего и особенного, национального в общечеловеческом и общечеловеческого в индивидуальных формах национального. Исследования духовных основ чувашского народа, расселившегося на стыке Европы и Азии, православия и ислама во многих регионах РФ особенно актуальны, поскольку они таят в себе глубинную фундаментальную платформу общечеловеческих устоев, ценностных абсолютов и философско-этно-религозных учений о мире и обществе. Стремление любого народа познать свою историю, сохранить культуру и привычный, жизнеобеспечивающий психологический склад - естественное желание».

Итак, понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. Рассмотрев эволюцию осмысления менталитета, можно сделать вывод, что в мировом и отечественном социально-гуманитарном знании данное понятие тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «национальный характер», «духовность».

.2 Картина мира как выражение менталитета этноса

Рассмотрим понятие «картина мира». По утверждению основателя данной дефиниции Р. Редфильда, « «картина мира» - это видение мироздания, свойственное отдельному народу, это представления членов общества о самих себе, о своих действиях, своей деятельности в мире».

Картина мира - одно из основных понятий, выражающих специфику бытия человека, отношение человека к миру.

Многими современными исследователями картина мира понимается в русле «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека».

Формирование картины мира является неотъемлемым элементом человеческой жизни. Картина мира всегда «складывается как ответ на практические потребности человека - как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру».

А. Эйнштейн пишет: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

Менталитет, как уже говорилось выше, является общей характеристикой людей, проживающих в определенной культуре, позволяет описать и осмыслить их видение окружающего мира через систему взглядов, норм, установок, идеалов, стереотипов.

Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания этноса, система установок, представлений, выражающих особое специфическое видение мира, а, следовательно, определяющих фундамент культуры этноса. Этносы отличаются друг от друга своей ментальностью, которая предопределяет способность их представителей по-своему понимать внешний мир, оценивать самих себя.

Фактором воздействия на ментальность этноса выступают религиозные установки, географически, климатические особенностями среды обитания этноса, экономические, политические положения и нормы. Картина мира является образцом художественной организации материальных предметов, бытового окружения человека.

Этническое самосознание как относительно устойчивая система представлений, оценок, культурных признаков жизнедеятельности этноса - важнейшая составляющая выражения менталитета в этнической картине мира. Этническое самосознание представляет собой самоопределение народа, инструмент и механизм самоорганизации того или иного этноса.

Ядром этнической культуры выступают этнические ценности как совокупность культурных традиций этноса. К этническим ценностям относят традиционные формы хозяйствования: особенности семьи, ведения дел, предания, верования, черты народной художественной культуры и т.д.

Культурная традиция - важнейшая форма сохранения норм, ценностей, образцов этнической культуры. Для образования и функционирования этносов огромное значение имеет создание единого культурного поля: языка, традиций, символов. Не малое значение здесь также имеет формирование определенных ценностных установок, творчества, коммуникативных актов, языка и т.д. Этническая ментальность действует в виде стереотипов сознания и поведения носителя своей культуры.

Таким образом, менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные и материальные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

2. Особенности формирования менталитета и картины мира русского этноса

.1 Специфика русского менталитета

менталитет русский этнос

В данном параграфе проанализируем особенности русского менталитета.

Основными чертами русского менталитета являются:

направленность на морально-нравственные начала;

соответствие менталитета православному мировоззрению.

Стержневыми факторами, влияющими на формирование русского менталитета, являются:

исторический;

географический;

религиозный;

культурный.

Рассмотрим эти факторы по отдельности. Относительно исторического фактора, надо сказать, что в разные исторические эпохи облик, образ русского народа видоизменялся. Каждому периоду истории соответствовала своя ментальность.

Специфические особенности в структуру русского менталитета внес географический фактор. Так, за счет наличия большого пространства (лесов, полей) и отсутствия преград в виде горных массивов развилась значительная склонность к экстенсивности, чем к интенсивности. Климатические условия, связанные с необходимостью употребления сил и средств для передвижения и жизни в трудных погодных обстоятельствах явились причиной беззлобия, миролюбия в русском менталитете. Как отмечал И.А. Ильин, «наше своеобразие от нашей природы - от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы, от растительности и от далекого рассеяния по пространствам. Все это выработало склонность человека стоять на своих ногах, самому строить свою жизнь, иметь свое мнение и расширять предел своей личной власти над вещами. Борьба с суровой природой требовала коллективного усилия людей, взаимовыручки и взаимопомощи».

Анализируя этническую культуру в целом, отметим, что основанием являются следующие факторы: ландшафт, биосфера, ближайшее этническое окружение, представление о духовном своеобразии народа, о национальном характере представителей, исторической судьбе, о национальной картине мира.

Особо следует сказать о таком факторе формирования русского менталитета, как религия.

Бесспорно, многие русские национальные черты имеют корни в религиозном видении мира. Православное постижение мира онтологически присуще для русского народа. Указанные черты русского менталитета предопределяют национальный характер.

Православная вера играет для русского менталитета роль духовного стержня, ядра. Особенности русского менталитета были заложены православием. Православие тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета, так как отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям. Православная вера является духовно-нравственной опорой для большинства русского народа. Именно православие сформировало стабильность, органичное взаимодействие ментальных структур, устойчивость, долговечность и укорененность культурных традиций. На православии основан русский национальный дух, национальная этика и нравственность.

Проанализируем культурный фактор при формировании русского менталитета. Традиционные ценности русского человека - это представления, предпочтения, образ жизни и мышления, заложенные культурой предшествующих поколений. Русский национальный менталитет заключается в подчеркивании решающей роли национального воспитания и социализации в семье: почитание старших, родителей, приоритет духовно-нравственных мотивов поведения. Русские ментальные характеристики - это сострадание и любовь к другим, вера, духовность, правда, истина, красота.

В русском менталитете выражено действие законов саморазвития, внутренних механизмов самосохранения. Эсхатологизм как черта русского менталитета очень устойчив, выражается в нацеленности на будущее, в особом восприятии понятий «страшного суда», «греха», «покаяния» и т.д. Для русской эсхатологии характерна идея общего, соборного, а не индивидуального спасения. Главная идея русского менталитета - это идея преображения человека и мира. Другая категория русского менталитета - соборность. Соборность выступает как сочетание свободы и единства многих людей на основе их отношения к одним и тем же абсолютным, духовным ценностям и постулатам. По утверждению русского философа Н.Ф. Федорова, российское единство «не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие личностей скрепляет единство».

К самобытным особенностям русского менталитета так же относят: «мессианизм, иррациональность и антипрактичность, диалогизм, нестяжательность, «синтетизм», дуализм, тяготение к крайностям и др. Общепризнанна нерасположенность русского духа к рационалистическим системам Запада, презрение к чисто теоретическим умозрительным построениям, не имеющим никакого отношения к практической и нравственной жизни. Иррациональный менталитет воспринимает информацию в форме нерасчлененного образа, отсюда образность, целостность восприятия, единство всех его противоречивых сторон. Русский живет сердцем и воображением, в отличие от европейца, который движется волей и рассудком».

Наиболее характерными аспектами русского менталитета являются православие, самодержавие, коллективизм. Русский менталитет проявляется через такие черты как «спонтанность» и «обыденность», «смирение». Противоречивость ценностных ориентаций и установок русского менталитета объясняется нравственно-психологическими, духовными основами жизни русского народа. К ряду характерных русских черт относятся: «национальное», «соборное» и «космическое».

Русскому народу присущи идеи самоценности, суверенности личности, идеалы ее духовной свободы. Именно эти ценности являются определяющими для развития этнической картины мира и могут служить основополагающими сущностными характеристиками русской традиционной культуры.

В целом, можно выделить следующие важнейшие характеристики традиционной русской ментальности, находящиеся в органическом взаимодействии:

.Духовность.

.Стремление к свободе и независимости.

.Понимание труда как высшей ценности.

.Стремление к справедливости и равенству.

.Способность легко уживаться с другими этносами.

6.Коллективизма.

7.«Консервативный тип мышления, настороженное отношение к новациям».

.Нравственный аскетизм и ригоризм.

.Связь с прошлым.

.- мессианизм.

Подытожим: русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили отпечаток на ментальность русского этноса.

2.2 Роль языка в этнической картине мира

Язык органически соединен с культурой этноса, язык и этническая культура связаны бесчисленными нитями.

Отметим, что при трансляции культуры этноса особую значимость приобретает проблема сохранности духовных ценностей. В связи с этим состояние, в котором находится звено хранения духовных ценностей того или иного этноса, является показателем, некой визитной карточкой культурной зрелости этноса, отражая его отношение к своим национальным корням и традициям.

М.Б. Ешич, говоря о системе распространения, трансляции культурных ценностей, выделяет в ее составе:

«а) непосредственную, неинституционную передачу ценностей, осуществляемую на уровне микросреды (семья, трудового коллектива и любого другого микросоциума);

б) институционное воспитание и образование: детские дошкольные учреждения, школы всех видов и уровней, просветительские организации и учреждения, включая и системы массовых коммуникаций».

В ХХ в. в связи с появлением электронных средств информации (радио, телевидение) язык становятся средством общеэтнической, межэтнической и даже международной коммуникации.

Язык - это и тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия в сферах этноса. Единица языка - слово - является сигналом. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры этноса.

Этническая общность не может быть названа таковой, если не объединена общим для всех его носителей языком, который служит гарантом передачи, трансляции культурных ценностей данного этноса. Мечковская Н.Б. пишет: «Культура отражается в языке на всех его уровнях, а также в его нормативно-стилистическом укладе».

Язык выражает специфику национальной ментальности. Являясь средством трансляции культуры, язык прорастает в этнос, становится его орудием: действительностью человеческого духа. Язык - фактор формирования этнокультурных кодов. Речевая, культура как ядро русской нации, актуализирует духовно-нравственные ценности российского общества, сохраняет их.

Язык - одна из основ жизни этноса, его объединения и самосохранения. Н. Губенко утверждает: «язык - это порождение культуры, одна из важнейших сил, соединяющих народ. Он главное средство общения внутри народа, он задает общий набор понятий, в которых мыслит народ. Язык - это мировоззрение».

Язык - это «зеркало национальной культуры». Язык - творчество этноса, включающее характер и душу народа. Язык - один из важнейших признаков нации, он органически связан с культурой, «духовным опытом народа», он рассматривается как путь, по которому человек проникает в ментальность этноса.

Границы языка этноса означают границы мировоззрения человека, который с детства усваивает язык и вместе с ним культурную традицию своего народа. Менталитет, картина мира этноса отражаются в его языке, который специфичен и уникален по своей сущности. Язык находится в сознании, памяти народа.

Язык любого этноса аналогичен археологическому раскопу, где собраны культурные слои разных исторических эпох, следы социокультурной жизни предшествующих поколений, их мировоззрение, мировосприятие, менталитет, система ценностей.

В языке адекватно воплощается историческая судьба, духовная сущность и оригинальность этноса. По самоопределению язык является мощным источником народности, национальности, патриотизма. Между языком и реальностью лежит народное мировосприятие, особый - национальный - склад ума и способ познания бытия. Болышева Н.Н. отмечает: «Язык - неотъемлемый и важнейший элемент любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры. В коллективном сознании языкового сообщества выстраивается свой собственный мир, целиком отражаемый семантикой этого языка. Мышление носителей разных языков схоже лишь в своей основе. Все то, что выходит за рамки универсально-предметного кода, все это национально обусловлено, специфично».

Известно, что этнос самоидентифицируется с языком; этнос оосознает органическую связь с родным языком. Язык народа - это его историческая память. Духовная культура русского народа неповторимо отразились в русском языке: в его устной и письменной формах, в различных жанрах (древнерусских летописей, былин). Культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений.

По утверждению Н.Н. Болышевой, «Издревле народ на Руси называли языком. У преподобного Нестора летописца (XI век) нет даже слов: народ, племя, а только язык. Народ и язык - понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык - среда обитания народа, воздух, которым он дышит. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, языковую картину мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание».

Родной язык - душа нации, этноса, через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад мышления, самобытность художественного творчества, нравственное и духовное состояние. Х. Боков пишет: «Посредством языка живут специфика национальной духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной жизни - все это неотделимо от родного языка».

К.Д. Ушинский писал: «В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».

Итак, язык, важнейший компонент национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь предпосылкой и условием его существования. Язык - это ДНК созданной его носителями культуры, на его основе языка, как на основе генов ДНК, можно воссоздать культуру этноса.

Важнейшим комплексом черт традиционного этнического самосознания и этнической самоидентификации являются:

генетическое родство представителей группы;

религиозная традиция;

Язык здесь выступает не только как наиболее значимый инструмент социализации и освоения мира, главным образом, язык как «материнский язык» является средством духовно-психологической взаимосвязи со своим сообществом. Язык - это сердцевинная часть культуры этносов, выразитель и хранитель социокультурной памяти. Язык активно участвует во всех основных моментах культурного творчества.

Национальная языковая картина мира формируется на основе особенностей существования этносов, представляет собой единую систему взглядов, коллективную философию, транслирует специфичный способ концептуализации мира. Языковая система отражает фрагменты истории, материально-бытовые схемы, аксиологическую парадигму, а базовые элементы этнокультуры эксплицируются в языковой картине.

Отметим роль языка в современном культурном пространстве, связанном с процессами глобализации. Глобализация - многомерный процесс, действие которого оказывает сильное влияние на развитии этнических сообществ, затрагивает все сферы человеческой духовной деятельности. Глобализационный процесс представляет собой сложное взаимодействие этнокультурного фактора и цивилизационного развития.

Доказано, что массовая культура угрожает осуществлению культурной идентичности в условиях унификации ценностей, языка, стандартизации, универсализации образа жизни представителей этноса. Глобализирующая культура, используя свое технологическое и информационное превосходство, навязывает свои ценности, нормы и стандарты другим культурам, в частности этносам. Это приводит к нивелированию и модификации этнонациональных особенностей, так называемой культурной перекодировке.

Отметим, что одна из существенных линий в глобализационной проблематике - это утрата, потеря национально-культурной идентичности в результате распространения глобальных тенденций. Глобализация нивелирует национальные цивилизации и идеалы. В сфере культуры глобализация неизбежно имеет тенденцию к унификации национальных ценностей, культурных норм, образцов поведения, понижению статуса национальных, этнических языков. Этническое разнообразие человечества, с разнообразием культур, разнообразием языков - наибольшее достижение человеческой истории, следовательно, потерять его - необратимое обеднение жизни человечества, угроза его будущему, его этнической самобытности, родному языку.

По мнению Н.С. Трубецкого, «для полнокровного развития культуры необходимым условием является ее традиционность. В противном случае будет утрачен тот культурный фонд, без которого невозможна ее дальнейшая жизнь. Наиболее пагубным явлением, которое разрушает «органичность» культуры, является внедрение в нее чуждой культурной традиции. Среди всех мировых культур наиболее опасной в этом отношении - Европа. Нарастающая экспансия духовных ценностей романо-германской цивилизации представлялась Трубецкому величайшим бедствием для любой самобытной культуры».

В настоящее время человечество становится обществом потребителей массовой культуры, происходит пренебрежение и отторжение интересов этнических культур и традиций, стирание этнокультурных особенностей и характеристик, утрата национальной, культурной и языковой самобытности. По средствам глобальных коммуникаций и информатизации происходит засорение, загрязнение национальных языков, замещение русского языка чужим языком, в основном английским (американским). А.С. Панарин пишет: «глобализация - это не абстрактная универсализация, чудесным образом возникающая повсюду. Напротив, это конкретные партикулярности, которым придается глобальный характер. Глобализируется не язык йоруба, но английский, не турецкая, но американская массовая культура, не сенегальская, но японская и германская технологии. Геометрия и траектория глобализации достаточно ясны. Глобализация формулирует язык, структуру и динамику мировой власти».

Необходимо отметить, что языковая экспансия, имеющая тенденцию приобщения к мировой культуре, приводит к изменению ментального самосознания этносов. В условиях глобализации, американизации осуществляется трансформация ментальных стереотипов и моделей поведения носителей языка (при высоком преувеличении роли английского языка и дискредитации русского языка). С помощью заимствований осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Подмена русских национальных концептов заимствованиями приводит к разрыву смысловых связей, слов. Тем самым, существует опасность потери русским этносом собственного образа мысли и жизни.

Прагматическое использование языка, положило начало процессу разрушения языка в современном обществе. «Язык стал товаром и распределяется по законам рынка. Внедрение в национальное мышление так называемых слов-амеб, не связанных с ментальными концептами, заполнение языка этими словами как одна из форм подчинения народов индивидуалистическим обществом».

Таким образом, отметим, что язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Объекты духовной культуры не вписываются в контекст глобализации, они остаются уникальными. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры: религию и этносоциальную память, язык как совокупность средств, преобразующих информацию о прошлом с целью сохранения опыта предшествующих поколений и передачи его потомкам. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

эволюция осмысления понятия «менталитет», как в мировом, так и отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к пониманию его как «духовное оснащение» человека, особенности поведения, мышления. понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. С понятием «менталитет» глубоко взаимосвязано определение - «национальный характер» как совокупность черт национальной группы, этноса.

менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям русского этноса способах действовать в окружающей среде.

в этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он зацементирован в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных актов. Язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Язык отображает культурно-национальную ментальность. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры этноса. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

1.Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус. 2005.

.Алехина, С.Н. Идея дома в русской ментальности (философские исканияB. В. Розанова) Текст. / С.Н. Алехина // Соц.-гуманит. знания. 2003. №6.1.

.Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. тр. / Н.А. Бердяев. М., 1999.

4.Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973.

.Боков Х.Х. Интернационализм - часть национальной идеологии граждан России // Русская нация - системообразующее ядро российской государственности: сб./редкол. Е.С. Троицкий и др. - М.: 2007.

6.

.Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А.Ю. Большакова. М., 2000.

.Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.Бутенко, А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл Текст. / А.П. Бутенко, Н.В. Колесниченко // Социол. ис-след. 1996. №5.

10.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

.Губенко, Н. Война против памяти, разума, совести / Н. Губенко // Правда. Спец. выпуск, июнь. 2007.

.Гуревич, А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу Текст. / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

.Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. - М.: ИНИОН РАН.

.Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М., 2000.

.Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: теоретические и методологические проблемы. - М.: 1984.

.Катаев, М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1999.

17.Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. - М.: ИФРАН, 2000.

18.Кукоба, О.А. Природа и структура этнического менталитета Текст. / О.А. Кукоба // Философия и общество. 2004. №4.

19.Лагунов, А.А. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.

.Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

.Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Текст.: матер. Междунар. конф. (Москва 14-15 июня 1994 г.) / редкол.: В.П. Данилов, Л.В. Милов [и др.]. М., 1996.

22.Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев - 2-е изд., испр/ М.: Аспект Пресс, 199.

.Мосейко, Е, Н. Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции Текст. / Е.Н. Мосейко // Восток. 2006. №4.

24.Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.

.Панарин А.С. Народ без элиты - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.

.Пантин, И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И.К. Пантин // Вопр. философии. 1999. №10.

.Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология.-М.

28.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. - 1994. - №1.

.Советов Ф.В. Закономерные особенности русского менталитета [Текст] / Ф.В. Советов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. «Социально-гуманитарные науки» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007.

30.Тихонов А.С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа. - #"justify">.Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. Ижевск: Иж ГСХА, 2004.

32.Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // В кн.: Русская идея. - М.: Айрис Пресс. 2002.

33.Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

34.Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени: пер. с нем. - М., 1994.

Похожие работы на - Менталитет и его выражение в этнической картине мира

Понятие «менталитет»

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Термин «Менталитет» зародился во Франции - это образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе, употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Культура народа формируется под влиянием национального мышления. В отдельных культурных памятниках, как вербальных, так и невербальных, отражаются особенности менталитета. Например, строгость и лаконичность немецкой культуры, чувственность и изящество Франции или черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души.

В отечественной науке для раскрытия духовной структуры общества к понятию «менталитет», часто использовались синонимы, как «национальный характер», «национальная душа», «национальная сознание». Структура национальной души раскрывается исследователями, в частности, на примере анализа духовного мира русского народа.

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания, как устойчивая система жизненных установок. При этом установка - это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет - это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет - своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов - от традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей».

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений.

В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Стоит отметить еще и тот факт, что практически никто из ученых не разграничивал понятия «менталитет» и «ментальность».

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) - представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет формируется под воздействием социальных факторов, поэтому, индивид, оказываясь в группе, вопреки традиционному пониманию, невольно вбирает в себя ее характеристики.

Таким образом, менталитет можно охарактеризовать как единство образа мыслей, культурных особенностей нации и, в частности, национального языка, детерминированное экономическими и политическими условиями жизни в историческом контексте. Менталитет может быть присвоен в результате социального воздействия.

Е. В. Харитонова (Москва )

В последние годы возрастает интерес к проблеме менталитета, которая становится предметом рассмотрения в разных отраслях знания — истории, философии, психологии, социологии, политологии и в других науках. При описании данного феномена часто наряду с понятием «менталитет» используется понятие «ментальность». В связи с этим представляется значимым описать семантическое поле данных понятий.

Следует отметить, что понятия «менталитет» и «ментальность» появились в науке не в связи с открытием новых социальных явлений, а для отражения в новом свете различных сторон, отношений, структуры уже известных объектов. Согласно замечанию Е. К. Войшвилло, предметы одного и того же класса могут обобщаться в новое понятие по разным совокупностям признаков (Войшвилло, 2009, с. 179). Введение в научный оборот терминов «менталитет» и «ментальность» означает не замещение других научных терминов, а дальнейшее развитие, универсализацию понятийного инструментария гуманитарного знания.

При этом в научной литературе данные понятия часто используются как синонимы. Так, Б. С. Гершунский считает, что в связи с малосущественными лингвистическими и смысловыми различиями между «менталитетом» и «ментальностью» можно поставить знак равенства, т. е. рассматривать их как синонимичные (Гершунский, 1999, с. 33). Это связанно и с тем, что значение терминов «ментальность» и «менталитет» до сих пор не является четко определенным и общепризнанным. Однако дифференциация значения этих понятий представляется необходимой для достижения большей строгости и точности в исследовании и раскрытии ментальной области.

Существует определенная сложность, из-за которой нелегко установить точное значение понятия «менталитет» — это наличие множества дефиниций, отражающих различные аспекты этого весьма емкого феномена. Впервые попытку обобщить и наглядно представить существующие определения предпринял Р. А. Додонов (Додонов, 1998), собрав и классифицировав несколько десятков распространенных дефиниций менталитета и ментальности. В качестве образца при решении этой задачи он использовал классификацию определений культуры А. Кребера и К. Клакхона, представленную в работе «Культура. Критический обзор концепций и определений» (см. там же). В предложенную Додоновым классификацию нами был добавлен еще ряд определений менталитета, появившихся уже после выхода в свет работы автора.

  1. Описательные определения , которые отличаются перечислением компонентов менталитета:
    • «Ментальность, менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» (Визгин, 1998, с. 72).
    • Менталитет — «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума… совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» (Пушкарев, 1995, с. 160).
    • Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности (Кемеров, 1998).
    • Менталитет — мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью (Ефремова, 2001).
  2. Психологические определения, где термин «менталитет» относится к психологическим категориям. Авторы подобных дефиниций определяют менталитет через такие понятия, как «мышление», «эмоции», «потребности», «архетипы», «когнитивные эталоны», «смыслы», «мотивы», «убеждения», «идеалы», «склонности», «стереотипы».
    • Ментальности — «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не сознаваемые) манеры мыслить; подчас лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли» (Гуревич, 2005, с. 535).
    • Ментальность — «характерная для конкретной культуры (субкультуры) спецификапсихической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» (Дубов, 1993, с. 24).
    • Менталитет — качество сознания, которое считается характеристикой конкретного индивида или классов индивида (Ребер, 2001 ).
    • Менталитет — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе (Кравченко, 2000, с. 343).
  3. Нормативные определения, в которых акцентируется регулятивная функция менталитета, формирование социокультурных норм, позволяющих индивиду ориентироваться в окружающем мире:
    • «Ментальность есть система образов и представлений социальных групп, все элементы которой тесно взаимосвязаны и сопряжены друг с другом и функция которых — быть регулятором их поведения в мире… Менталитет… определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» (Огурцов, 1994, с. 52).
    • «Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности» (Адрианов, 1998).
  4. Структурные определения, в основе которых лежит отражение структуры менталитета, признаков его системности и организации:
    • Менталитет — «это система (именно система) в движении, являющаяся, таким образом, объектом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире, о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» (Дюби, 1991, с. 52).
    • Ментальности — «действующие системы, зачастую противоречивые, но всегда структурированные, которые выступают как один из факторов, определяющих внутри сообществ действия, ощущения и мышление людей» (цит. по: История ментальностей…, 1996, с. 92).
  5. Генетические определения, описывающие происхождение феномена менталитета, его эволюцию:
    • «Менталитет — это родовая память. Она основывается на синтезе природной и социальной программ наследования» (Бех, 1997, с. 4).
    • Менталитет — «этический и познавательный код, мышление и чувствование» (см.: Додонов, 1998, с. 68).
    • Менталитет — это стереотип и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие не отдельной личности, а социально-культурной общности или сословию (Миронов, 2002, с. 233).
  6. Исторические определения, в которых ментальность представляется в виде «исторической памяти», «осадка истории», акцентируется влияние исторической эпохи на сознание и бессознательное индивидов: полагают, что дискуссия о соотношении понятий «менталитет» и «ментальность» окажется еще менее плодотворной, чем былые изыскания в области «просвещения» и «просветительства» (Зубкова, Куприянов, 1999, с. 4).

Однако некоторые исследователи особое внимание уделяют именно дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность», принимая за основу этого разделения различные критерии.

Одним из первых сделал попытку разграничить эти понятия О. Г. Усенко. Он определяет ментальность как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Свое конкретноисторическое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов разных эпох и народов (Усенко, 1994, с. 23). Таким образом, если следовать логике автора, то индивидуальная ментальность как бы растворяется, проявляясь в социальном менталитете.

Иную точку зрения представляет Л. Н. Пушкарев, считая, что различие в значении данных терминов состоит в том, что менталитет «имеет всеобщее, общечеловеческое значение (как, например, „мышление», „сознание»). В то время как ментальность может относиться к самым различным социальным явлениям и историческим временам (можно сказать „русская ментальность», „средневековая ментальность», „купеческая ментальность» и т. д.). Ментальность и менталитет — близкие, но не равнозначные понятия» (Пушкарев, 1995, с. 163). Аргументируя свою позицию, автор ссылается на принципы словообразования в языке, отмечая, что при помощи суффикса «ность» от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признаки, отвлеченные от предмета. Поэтому, по его мнению, ментальность — это признак мыслящего человека, характерный для данного лица (общности) в данное время.

Такого же мнения придерживается и Н. С. Южалина, полагая, что термин «ментальность» обязан своим происхождением прилагательному «ментальный», производному от слова «менталитет». Таким образом, «менталитет» — понятие базовое, фундаментальное, а «ментальность» — производное и поэтому более специфическое (Южалина, 2002, с. 11).

Аналогичны взгляды на соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» А. Ф. Грязнова, который приближает содержание первого понятия к понятию «сознание», а второго — к понятию «сознательность». Исходя из этого признается существование таких явлений, как менталитет Древней Руси, ментальность русского народа, ментальность интеллигенции и т. д. (Грязнов, 2006, с. 12).

Еще один подход к рассматриваемой проблеме представлен в работе Г. И. Дрепа, А. Н. Дмитриева, Э.Я. Дмитриевой. Авторы определяют ментальность как готовность совокупности осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом. Тем самым ментальность рассматривается как то общее начало, что лежит в основе сознания и бессознательного, эмоционального и логического. Развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами и институтами, т. е. всеми сторонами среды обитания людей. При этом менталитет — это реальный, актуальный стиль, характер, способ мышления и духовной жизнедеятельности, присущий определенному социуму. Менталитет и ментальность неразрывно связаны между собой, оказывают постоянное воздействие друг на друга. Но наиболее древним духовным образованием, по мнению авторов, является ментальность, затем на ее основе появляются различные виды менталитета (Дрепа, Дмитриев, Дмитриева, 1997, с. 92).

Иная точка зрения отражена в работе Е. А. Ануфриева и Л. В. Лесной, считающих, что, «в отличие от менталитета, под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета -не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета…» (Ануфриев, Лесная, 1997, с. 24).

Д. В. Полежаев соотносит ментальность и менталитет как часть и целое. Ментальность личности определяется как глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок, отражающая неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности индивида. В менталитете же фиксируются духовность общества в целом, прежде всего, его идеологические принципы, вытекающие из особенностей социально-политической жизни (Полежаев, 2007, с. 39).

Т. В. Семенова предлагает рассматривать менталитет как социально-психологическое свойство группового субъекта, а ментальность — как состояние отдельного человека. Ментальность более изменчива, а менталитет более фундаментален. Соответственно, менталитет и ментальность — это разные уровни одного и того же явления (группового сознания): более поверхностные (осознаваемые) его составляющие могут быть названы ментальностью, а глубинный (неосознаваемый) слой — менталитетом (Семенова, 2007, с. 27).

Менталитету и ментальности современной России посвящена работа С. В. Гриневой. Она считает, что менталитет — это возможность человеческого сознания воспринимать и осваивать мир в тех пределах, которые даны ему его культурной эпохой. Это «мыслительный инструментарий», который в определенную эпоху находится в распоряжении человека: он историчен, унаследован от предшествующего времени и, вместе с тем, изменяется в процессе его творчества, всей исторической практики (Гринева, 2003, с. 22). Ментальность личности — глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок (установка — «фон» восприятия явлений и отношения к ним, определяющий характер деятельности человека). В процессе жизнедеятельности формируются различные установки: одни сиюминутны, могут появляться и исчезать, другие — более усточивы; они закрепляются, становятся фиксированными. Именно они образуют систему установок как нечто относительно устойчивое, создающее прочную нравственно-психологическую основу позиции личности, определенную направленность в восприятии действительности, в практической деятельности. Эта система установок и отражается в понятии «ментальность». Ментальность предопределяет общий характер поведения, его «схему», выступает регулятором действий человека, придает им устойчивый характер, последовательность, так как любая деятельность начинается не с «пустого места», а возникает и развивается на базе некоей предориентации, преднастроенности ее субъекта. Этот «регулятор действий» получает свою актуализацию, перерастает в социальную направленность, которая характеризуется присутствием воли, целеполагания (С. Л. Рубинштейн). Сущность ментальности нельзя понять в отрыве от практической деятельности.

Менталитет любого народа складывается под влиянием ряда условий, в которых протекала его жизнь. Среди них есть те, которые формируют данный менталитет, поддерживают его, а в ряде случаев видоизменяют.

Глубокий социально-философский и историко-культурный анализ российского менталитета представлен в монографии Е. В. Мочаловой и И. В. Загородновой (Мочалова, Загороднова, 2008). Авторы приходят к выводу: в том случае, когда понятия «менталитет» и «ментальность» дифференцируются, различение их производится на основе выявления иррациональности в мышлении человека. В таком контексте «менталитет» выступает как более широкий по объему; при этом «менталитет» и «ментальность» — понятия совместимые, находящиеся в отношении подчинения. Понятие «ментальность» входит в объем понятия «менталитет», занимая лишь его часть и не исчерпывая его полностью. Исходя из этого можно утверждать, что понятие «менталитет» обозначает всеобщее, общечеловеческое значение, тогда как «ментальность» характеризует различные исторические эпохи, социальные страты и т.д. (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 6).

В общественном опыте и живом языке такое разграничение жестко не закрепилось, поэтому слова «менталитет» и «ментальность» остаются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

Авторы определяют понятие «менталитет» как систему основополагающих представлений и проявлений социума, связанных с духовным бытием, основывающихся на опыте предыдущих поколений, проникающих в сферу подсознательного и детерминирующих индивидуальное и общественное сознание. Такое определение позволяет трактовать менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 16).

С понятием менталитет ассоциирует активное начало, связанное с социальной жизнью и поведением людей, в частности, с системой их установок и ценностей. Глубинность как один из признаков менталитета означает некоторую его скрытность, необнаруживаемость в повседневной жизни. Социально-нравственные составляющие, на взгляд авторов, должны доминировать в категориях, характеризующих менталитет, поскольку нравственность является главным институциональным регулятором взаимоотношений между людьми, коллективами, личностью и обществом, между различными социальными структурами. Ее носителем является всякий индивидуальный коллективный субъект социальной действительности (там же, с. 25).

В. В. Колесов провел анализ определений понятий «менталитет» и «ментальность» в работах социальных психологов, социологов, политологов, историков. На его взгляд, «менталитет» — наивно-целостная «картина мира», существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях. Менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества, основывающихся на общности языка и воспитания, представляет собой часть народной культуры, которая создает этноментальное пространство народа на данной территории его существования (Колесов, 2007, с. 11). Ментальность, по Колесову, есть мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах и проявлениях.

Менталитет и ментальность отличаются друг от друга составом своих содержательных форм. Латинский корень «mens» сохранил много значений, метонимически растущих одно из другого по смежности смысла: «рассудок» — «ум» — «мышление» — «образ мыслей» -«настроение» — «душевный склад» — «душа». Первый круг в развитии идеи завершается, начав с простого рассудка, возносится к «душе» как носительнице всего, уже перед тем явленной в значениях слова. Параллельно развивается идея волевой энергии мыслительной деятельности. Она начинается как представление, а затем также метонимическая последовательность развивается в цепочки внутренне зависимых созначений: «представление» — «желание» — «намерение» — «сознание» — «страсть и гнев». Рассуждая о характерных особенностях менталитета, присущих западным народам и славянам, В. В. Колесов подчеркивает, что для европейского менталитета большее значение имеет начальная часть цепочки внутренне зависимых значений, т. е. «рассудок», «ум», «мышление», «образ мыслей». У славянских же народов, в том числе русских людей, доминирует проявление заключительной части значений — «настроение», «душевный склад», «душа». Следуя логике автора, можно сделать вывод, что для характеристик русского менталитета более важны чувства, духовное содержание, нравственность, ценности, в то же время, менталитет европейца отличает рациональность, здравый смысл, практичность.

Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» проведена также А. Ю. Мазаевой. Согласно ее мнению, менталитет отражает сложившийся образ мировоззрения, мировосприятия и непосредственно влияет на формирование «картины мира», которая, в свою очередь, включает видение окружающей действительности, ее восприятие. Человек выражает свое отношение к окружающей действительности, происходящим событиям, явлениям, фактам посредством своего менталитета. Ментальность содержит в себе определенную систему взглядов, убеждений, представлений (Мазаева, 2006, с. 153).

В работе В. М. Соколова отсутствует разведение понятий «менталитет» и «ментальность», которые употребляются как синонимы. Менталитет определяется как надличностные, коллективные характерные для конкретного народа или большой общественной группы качества. К ним относятся:

  • общая система восприятия социальной и природной реальности: близкие представления о мире, обществе, окружающей среде, личности, нормах поведения и т. д.;
  • общая, типичная модель поведения (близкие, сходные реакции на многие стандартные ситуации);
  • совокупность наиболее распространенных, типичных для данного народа психологических, характерологических особенностей, свойств, нравов (Соколов, 2007, с. 12). Другими словами, менталитет — определенная направленность сознания, самосознания и деятельности, отражающаяся как на мировоззренческом уровне, так и в социально-психологическом состоянии этноса (там же). Национальный характер рассматривается как часть менталитета, или менталитет без его мировоззренческой составляющей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве основы для дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность» большинством авторов используются такие критерии, как устойчивость, стабильность или изменчивость, а также общее либо частное. Менталитет рассматривается как более широкое (общее) явление, а ментальность — как его специфически конкретное, частное проявление. Менталитет включает некоторую инвариантную структуру, представляет устойчивую совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм, влияющих на формирование массовых установок. Ментальность как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений отличается изменчивостью, текучестью, подвижностью. Отсюда следует, что, если ментальность отличается релятивностью, то менталитет — стабильностью, постоянством, устойчивостью.

Менталитет — это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или социальной группе. Индивид обладает более или менее своеобразной индивидуальной регулятивно-смысловой сферой, но ее основа — менталитет — является тем общим, что связывает его с соплеменниками, сородичами, соратниками по классу и т.д. Именно поэтому менталитет не поддается сознательным усилиям по его изменению. И улыбку вызывают ведущиеся некоторыми публицистами и политиками разговоры о необходимости и возможности быстрого изменения «российского менталитета».

Ни этнос, ни общность, ни индивид не могут менять менталитет по своему усмотрению. Разумеется, это не значит, что он представляет собой нечто застывшее и неизменное. Согласно мнению ряда авторов, менталитет меняется, но этот процесс не может регулироваться субъектом, а происходит спонтанно, под влиянием множества факторов, о которых имеется весьма смутное представление (Шнейдер, Вальцев, 2009). При этом изменения менталитета происходят именно на уровне ментальности.

Менталитет определяется также как феномен культуры, центральное содержание ее трансмиссии (Еромасова, 2006). С этой точки зрения менталитет понимается как имплицитные структуры психологического склада народа, живущего в конкретной культуре, генетически и социально укорененные в сознании и в сфере бессознательного многих поколений людей и потому даже при относительной исторической изменчивости в своих основах постоянные, стабильные и представленные как более общее содержание, объединяющее различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры (там же, с. 24). Это квинтэссенция культуры этноса, нации в ее наиболее широком понимании, имплицитные основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения.

Ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности — пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Ментальность — это способ видения мира, «неуловимый» феномен этничности, определяющий особенности этнического самосознания, поведения и весь строй народа. Она обеспечивает диахронные формы объективации национально-этнического сознания и имеет свои каналы трансляции, позволяющие ей передаваться из поколение в поколение. Главными среди них являются классические, сакральные, фольклорные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода, типичные образы поведения. Захватывая бессознательное, ментальность выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения свойственные данному сообществу и культурной традиции (там же).

К. Лебина рассматривает проявления менталитета в повседневной жизни русского народа и определяет на этой основе содержание понятия «менталитет» (Лебина, 1999). Отмечается, что слово «менталитет» происходит от английского «mentality» и французского «mentalite» и означает степень интеллектуального развития, склад ума, умонастроение, тип мышления. Понятие «русский менталитет», таким образом, характеризует общественные проявления специфических черт русского народа. Лебина отмечает, что в любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате многократного повторения соответствующих им реалий, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Правила такого рода составляют основу менталитета населения, определяют стиль его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. В то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социокультурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества (там же).

Еще один взгляд культуролога на менталитет представлен в работе И. В. Кондакова (2003). Автор считает, что при всем многообразии толкований понятий «менталитет» и «ментальность» совершенно очевидно, что ими отражаются жизненные установки, устойчивые формы поведения, эмоции, настроения, имеющие системообразующий характер для той или иной культуры. Другими словами, эти понятия, ассоциируются со своеобразием культуры не только на национальном, но и на эпохальном, конфессиональном, классовом и т. п. уровнях.

Менталитет русской культуры не есть только национально-русский менталитет, это и ментальности межнациональные или наднациональные, т. е. менталитет русской культуры составляет «совокупность культур, сопряженных в единстве цивилизации» (Кондаков, 2003, с. 523).

Таким образом, можно заключить, что «менталитет» и «ментальность» как научные понятия обладают большим аналитическим потенциалом. Исследования менталитета и ментальности в современных гуманитарных науках активно продолжаются, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по данной проблематике. И, возможно, совместными усилиями психологов, социологов, историков, философов, антропологов и представителей других отраслей гуманитарного знания будут сформулированы емкие, содержательные и непротиворечивые определения понятий «менталитет» и «ментальность».

Литература

  • Адрианов В. М. Современный философский словарь. М., 1998.
  • Ануфриев Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ1997. №4. С. 21-24.
  • Бех В. П. Содержание социального мира // Нова napaflima. Запор1жжя, 1997. Вып. 4.
  • Визгин В. П. Современная западная философия. М., 1998.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М., 2009.
  • Гершунский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспериментального исследования российского и американского менталитетов. М., 1999.
  • Гринева С. В. Менталитет и ментальность современной России. Невинномысск, 2003.
  • Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. М., 2006.
  • Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции. Екатеринбург, 2005.
  • Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье, 1998.
  • Дрепа Г.Н., Дмитриев А. Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997. С. 90-100.
  • Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 20-29.
  • ЕромасоваА.А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб., 2006.
  • Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2001.
  • Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Мировосприятие и самосознание русского общества. М., 1999. Вып. 3.
  • История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1991.
  • Кемеров В. Е. Философская энциклопедия. М., 1998.
  • Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.
  • Кольцова В. А. Системный подход в разработке истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2002. №2. С. 6-18.
  • Кольцова В. А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. №2. С. 5-18.
  • Кольцова В. А. История психологии: проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. М., 2003.
  • Кравченко А. И. Культурология: Словарь. М., 2000.
  • Левина Н.Б. Повседневная жизнь советского человека: Нормы и аномалии. СПб., 1999.
  • Мазаева А. Ю. Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» // Современные гуманитарные исследования. 2006. №3 (10). С. 26-29.
  • Миронов Б. И. Социальная история России. СПб., 2002. Т. 1.
  • Мочалова Е. В., Загороднова И. В. Российский менталитет в социальнофилософском и историко-культурном осмыслении. Саранск, 2008.
  • Огурцов А. П. Национальный ментаолитет и история России. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 52-58.
  • Пантин И. К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. №1. С. 28-34.
  • Полежаев Д. В. Феномен менталитета в социально-гуманитарном знании: историографические заметки. Волгоград, 2007.
  • Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? (Исторические заметки) // Отечественная история. 1995. № 3. С. 159-164.
  • Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.
  • Семенова Т. В. Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического исследования городской ментальности. Казань, 2007.
  • Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества. М., 2007.
  • Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. М., 1994. С. 9-15.
  • Шнейдер Л. Б., Вольцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. Учебное пособие. М., 2009.
  • Южалина Н. С. Ментальность: Сущность и структура явления. Челябинск, 2002.