16.01.2024

Конспект урока по литературе «Н. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос. Некрасов Железная дорога.docx - Конспект урока по литературе: Н.А. Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. (6 класс) Последние годы жизни


Конспект урока чтения в 8 классе.

Учитель : Станина Людмила Васильевна.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цели: 1.Познакомить с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

2.Развитие навыков беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

3.Развитие устной связной речи, через ответы на поставленные вопросы.

4.Воспитание интереса к изучаемому предмету, чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы «Три поросенка», набор букв для составления слов по образцу.

Ход урока.

I .Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II .Артикуляционная зарядка.

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III .Проверка домашнего задания.

1.Анализ прочитанного.

Какое произведение читали?

— Кто главные герои?

Какой показана Муха? Пчела?

Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная, наглая, воспитанная)

В чем мораль басни? (Надо работать, не надоедать людям своим присутствием).

2.Выразительное чтение басни.

Вывод:

Как называли Крылова? (баснописцем)

Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

Чем басни отличаются от других произведений?

— Что такое мораль?

— Кем были герои басен Крылова? (животные)

— Какие черты характера он высмеивает?

— Какие черты характера хвалит?

— Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV .Изучение темы урока.

1.Вступительная беседа.

Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране.А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, .Лермонтов

М.Ю. И.А. Крылов.

Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните ?

Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

Учитель. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.

-Кто были его родители?

1 Ученик. Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным. Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года, отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

2Ученик. Мама — Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

-Какое образование получил поэт?

3 Ученик. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

Учитель. В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк — одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете , но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

    Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

Что можно сказать о творчетве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него « хранитель земли», « стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам» .

Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

Женщина у Некрасова- « многострадальная, терпеливая мать», « вянет от времени».

Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

— Как понимаете выражение « вянет от времени»? (рано стареет)

И в то же время, женщина у него

«Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка».

— Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат. Вот портрет его жены Фекла Викторова — Зинаида Некрасова(имя Зинаида дал ей Некрасов.

Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года , в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище .

2.Знакомство с биографией из учебника.

1)Словарная работа проводится по слайдам, где даны объяснения слов.

Бурлаки- люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа- большое судно для перевозки грузов.

Бечева- шпагат, тонкая веревка.

Нещадно- не жалея.

Воскрешал- вспоминал, напоминал.

Дворянский класс- группа богатых людей.

2)Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3)Чтение учителем с.83-85.

4)Чтение детьми.

5)Анализ прочитанного.

— Где провел свое детство писатель?

Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

Почему народная жизнь стала ему близка?(потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)

Как он называет Волгу? (благословенная река)

— Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков, услышал их стоны)

— Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой..)

— Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

— Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

— Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него- это избавление от мучительно трудно жизни.

Как жилось писателю дома? Зачитать.

— Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

— Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

— Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

— Какой показана женщина ? Зачитать.

Как вы понимаете эти строки?

— О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

— Что всегда страстно желал писатель?

— Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? (чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

— Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

— Можно ли назвать Некрасова А.Н. « народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).

6)Подведение итогов индивидуальной работы.

Наташа работала над составлением слов.

— Какие слова получились? Обсуждение слов, что они обозначают.

Мороз, Красный нос- это произведение, которые мы будем читать.

Катя работала над своим проектом книжкой – раскраской «Три поросенка».

Катя что изображено? Что он делает? Для чего? Почему раскрасила в такой цвет?

V .Домашнее задание.

Катя – раскраска и составляет ответы на вопросы.

Наташа – продолжает раскрашивать «Бременские музыканты и читает 2 страницу.

VI . Рефлексия.

Что было трудным на уроке?

Почему возникли такие трудности?

Что помогло вам справиться с заданиями?

Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

— С биографией какого писателя познакомились?

— Какие произведения написал?

— Каким поэтом его называют?

VII .Оценки с комментированием.

Уроки №52 53 Тема урока: Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова. /Слайды №1-3 - страница №1/1

Уроки №52 – 53

Тема урока: Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

/Слайды №1-3/

Цель урока: познакомить учащихся с фактами жизни писателя, пробудить интерес к личности Н.А. Некрасова и его творчеству; воспитывать уважение к передовым людям России.

Ты к нам приходишь через бездну лет,

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.

Ход урока.

/Дома учащиеся знакомились с биографией поэта по учебнику, дополнительной литературе/.


  1. Мобилизующее начало урока.

  2. Слово учителя.
Многие факты биографии поэта отражены в его стихах. Поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трёх лет.
Работа в парах.

«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова». Так сказал о Некрасове А. В Луначарский.

На протяжении ста с лишним лет творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель, говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев, писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный, но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах, помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, а потому, что народ говорил им. Отсюда все особенности его языка: темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова «народный поэт» определяли бы так точно.

/Слайд №4/


  • Познакомьтесь с отрывками из стихотворений Н.А.Некрасова, которые лежат у вас на партах, и подготовьтесь к рассказу о поэте.

  • В конце урока ответьте на вопрос: каким человеком предстал перед вами Н.А.Некрасов?

  1. Работа по теме урока. /Слайды №5-6/

  1. И вот они опять, знакомые места,
    Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
    Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
    Разврата грязного и мелкого тиранства;
    Где рой подавленных и трепетных рабов
    Завидовал житью последних барских псов,
    Где было суждено мне божий свет увидеть,
    Где научился я терпеть и ненавидеть,
    Но, ненависть в душе постыдно притая,
    Где иногда бывал помещиком и я…

Долгое время родиной Н.А.Некрасова называли село Грешнево на Ярославщине, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то местечке Подольской губернии». Действительно, Некрасов родился 28 ноября /10 декабря/ 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасова переехала в Грешнево. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин идет!» - как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра.

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турки, про чудных зверей…

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята?» а дети и рады,

Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

Но жизнь крепостных в усадьбе отца была мучительной, где «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов», нелёгкой была см судьба домашних.

Картины помещичьего произвола и деспотизма навсегда врезались в душу поэта.

/Слайд №7/


  1. Отец мой был охотник и игрок…
    Не зол, но крут, детей в суровой школе
    Держал старик, растил, как дикарей.
    Мы жили с ним в лесу да в чистом поле
    Травя волков, стреляя в глухарей.

  1. И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,

О рыцарях, монахах, королях.

То образы из их живого мира

В моём уме запечатлела ты.

Отец поэта, Алексей Сергеевич, принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Он жестоко эксплуатировал своих крестьян, за малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции.

Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками.

Доставалось от отца не только мужикам, но и домочадцам. Особенно хватила с ним горя мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя своих детей, ради их счастья и спокойствия она терпеливо занималась воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол..

Она была человеком высокой культуры. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным голосом». В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:

Играла ты и пела гимн печальный

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!

Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении «Мать»:

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Любовь к матери описана в многих стихах поэта: «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.

Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

/Слайды №8-10/


  1. Я рос, как многие, в глуши,
    У берегов большой реки,
    Где лишь кричали кулики,
    Шумели гулко камыши…

    О, горько, горько я рыдал,


    Когда в то утро я стоял
    На берегу родной реки,
    И в первый раз её назвал
    Рекою рабства и тоски!..
Недалеко от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, часами любовался вольными просторами великой реки.

Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную баржу. А над нею как будто нависла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Некрасов иногда подходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки, внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой. Увиденное заставило Некрасова по-иному взглянуть вокруг, навело на мысль о социальных страданиях, об ужасах подневольного рабского труда.

/Слайд №11/


  1. … придёшь, бывало, в класс
    И знаешь: сечь начнут сейчас!
В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников. Недаром Некрасов много лет спустя в поэме «Суд» писал:

…придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. В последний год учебные успехи будущего поэта были более чем скромны. По многим предметам его не аттестовали, к экзаменам не был готов. Ко всему прочему Алексей Сергеевич отказался платить за обучение своих детей и затеял по этому поводу тяжбу.

/Слайды №12-13/


  1. Столица наша чудная
    Богата через край,
    Житьё в ней нищим трудное,
    Миллионерам – рай.
    Здесь всюду наслаждения
    Для сердца и очей.
    Здесь всё без исключения
    Возможно для людей:
    При деньгах вдвое вырасти,
    Чертовски разжиреть,
    От голода и сырости
    Без денег умереть…

Гимназии Некрасов не окончил. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой.

Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом.

В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег.

В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта».

Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Осень – зима. Самый трудный период жизни Некрасова. Он снимал убогую комнатку в подвале, питался чёрным хлебом, а когда хозяйка пригрозила выгнать его, переселился к художнику Дананбергу, такому же бедняку, как и сам.

«Вот и зажили эти горемыки вместе, - рассказывал писатель Успенский. – Чтобы чем-либо кормиться и платить за квартиру, молодые люди стали продавать свои вещи. Вскоре дошло до того, что и продавать-то было нечего. Тогда решено было продать шинель Некрасова, а довольствоваться шинелью Дананберга им обоим, потому что, видите ли, Дананберг был очень высокого роста, а Некрасов скорее низкого, так что шинель Некрасова была уж очень мала Дананбергу. И вот, когда, например, Некрасову нужно было выходить из дому, то Дананберг вооружался иглой и подшивал шинель для Некрасова, и тот выходил со двора в таком костюме. Когда же нужно было куда-нибудь отправляться Дананбергу, то шов распускался, и шинель приходила в прежний вид и надевалась на плечи её владельца.

Чем только не приходилось заниматься Некрасову, чтобы не умереть с голоду. Были такие тяжёлые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за пять копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получать за это несколько копеек.

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобождён от платы за слушание лекций, но, как он сам потом писал, «учиться и зарабатывать хлеб было трудно, и я бросил».

А жить становилось всё труднее и труднее. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно каждый день голодным», - говорил Некрасов. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы нечего и не спросил себе. Возьмёшь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не получил и продолжал голодать.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н».

Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его.

Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.

Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. Впервые это сказалось в его стихотворении «Говорун» 1843 года:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам – рай.

Здесь всюду наслаждения

Для сердца и очей.

Здесь все без исключения

Возможно для людей:

При деньгах вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…

В том же году – или немного позднее – в одной своей прозаической повести он написал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома».


/Слайды №14-15/

  1. Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    Ты нас гуманно мыслить научил,
    Едва ль не первый вспомнил о народе,
    Едва ль не первый ты заговорил
    О равенстве, о братстве, о свободе…

В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня. Когда были прочитаны последние строки, «…у Белинского засверкали глаза, - вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:


  • Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.

Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа – это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации миллионов людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и нарождающейся буржуазией. Вспоминая все тягостные воспоминания детства, он под влиянием Белинского окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой талант на борьбу с этим.

Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик подтвердил свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного».

« Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах. Сразу проявился талант молодого писателя.

Некрасов всегда с умилением говорил о патриотизме Белинского. В поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи, которые слышал от Белинского:

Он не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы,

Но мы догоним в добры час!

Лишь бог помог бы русской груди

Вдохнуть пошире, повольней –

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял в стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убеждение, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Белинский первым пробудил в нем революционное сознание. Поэт до конца жизни оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:

Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенства, о братстве, о свободе…

/Слайды №16-17/


  1. Как долго ты была сурова,
    Как ты хотела верить мне,
    И как и верила, и колебалась снова,
    И как поверила вполне!
В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и еще никому не известного поэта (он был всего на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался ее любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Панаев же, неравнодушный к светским удовольствиям, охладел к жене вскоре после свадьбы. Постепенно он вернулся к прежним холостяцким привычкам и проводил время в развлечениях, а молодая жена была предоставлена самой себе. Легкомысленное поведение Ивана Ивановича отразилось и на материальном положении семьи. Постоянное отсутствие денег и долги, которые он делал, угнетали и раздражали Авдотью Яковлевну.

А Некрасова не покидала надежда покорить сердце этой «необыкновенной женщины». «Он был страстный человек и барин», – так спустя годы скажет о нем Александр Блок.

Он стал все чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года заглядывал сюда чуть ли не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Занятый своими бесконечными романтическими похождениями, глава дома и на личную жизнь своей супруги смотрел сквозь пальцы.

Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Его отношения с Панаевой были весьма и весьма нелегкими. Они то жили вместе, то расходились.

«Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв… что таких вещей даром не берут», – жаловался поэт в одном из писем Н. Добролюбову. «Некрасов с Панаевой окончательно разошлись, – сообщал Д. П. Боткину В. П. Боткин в апреле 1855 года. – Он так потрясен и сильнее прежнего привязан к ней, но в ней чувства, кажется, решительно изменились».

В марте 1862 года от порока сердца умер Панаев. Казалось бы, настало время Некрасову и Авдотье Яковлевне узаконить свои супружеские отношения, но было уже поздно: дело шло к окончательному разрыву, который и произошел в 1863 году.

Только под старость, когда страсти начали угасать в нем, он оказался способным к прочной привязанности к женщине, на которой и женился на смертном уже одре».

Вышла замуж и Панаева – за литератора, секретаря редакции «Современника» А. Ф. Головачева. Увы, он мало чем отличался от первого супруга! Тоже любил погулять… Она родила девочку и всецело посвятила себя ее воспитанию. А потом муж умер, и Авдотья Яковлевна осталась одна с дочерью без всяких средств к существованию.

Умерла Авдотья Яковлевна 30 марта 1893 года, на семьдесят третьем году жизни, в бедности. Похоронили ее на Волковом кладбище в Петербурге. Она прожила дольше многих из тех, о ком писала, оставив в истории российской литературы свое пусть и не очень громкое, но не затерявшееся среди прочих имя.

/Слайды №18-19/


  1. Покинул я противную столицу
    И вновь поля родные увидал.
    Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
    Но я нигде так сладко не дышал.

Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы:

Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив…

В стихотворении «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих приездов в родные места:

Вот и Качалов лесок,

Вот и пригорок последний

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Теплого колоса пар!

Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели – крестьяне. Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой радостью встречали его крестьяне. Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость».

«Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей – о свободе.

/Слайды №20-21/


  1. Узы дружбы, союзов сердечных –
    Все порвалось: мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба…

В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году «Современник» был запрещен.

Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится Салтыков - Щедрин.

/Слайд №22/


  1. Скоро стану добычею тленья.
    Тяжело умирать, хорошо умереть.
    Ничьего не прошу сожаленья,
    Да и некому будет жалеть.
Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 - 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил.

«Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа. В своих «Последних песнях» поэт говорил:

Скоро стану добычею тленья.

Тяжело умирать, хорошо умереть.

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно:


  • Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…
Некрасов умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 г. По новому стилю). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа» и т.д.

Над гробом поэта говорили речи Ф.М. Достоевский, В.А. Панаев, от лица землевольцев – Г.В. Плеханов, который, не боясь присутствия полиции, подчеркивал революционное значение поэзии Некрасова. Некрасов стал первым русским поэтом, на похоронах у которого присутствовало столько много революционеров передовых организаций.


  1. Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова:
Н.А.Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.

Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе.

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии.

1838 год – уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк.

1838 – 1840 годы – вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Первая публикация: стихотворение «Мысль».

1840 год – издаёт первый сборник «Мечты и звуки» за подписью «Н.Н».

1843 год – Некрасов знакомится с Белинским.

1845 год – написано первое реалистическое стихотворение «В дороге».

1847 – 1866 годы – является редактором журнала «Современник».

1847-1864 годы – состоит в гражданском браке с писательницей А.Я. Панаевой.

Середина 1850-х годов – лечится от заболевания горла в Италии.

1862 год – написана поэма «Рыцарь на час».

1866 год – журнал «Современник» запрещен цензурой.

1863 – 1877 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

1868 год – приобретает право на издание «Отечественных записок».

1870 год – написана поэма «Дедушка».

1871 – 1872 годы – пишет поэму «Русские женщины».

1875 год – написана поэма «Современники».

1877 год – издает цикл стихов «Последние песни».

27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


  1. Подведение итогов.

  • Подведём итог: Каким человеком предстал перед вами Н.А.Некрасов?

  1. Домашнее задание:

  1. Читать стихотворения «Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова», «Пророк» /«Н.Г.Чернышевский»/, «Зине».

  2. Инд. 1.Трактовка понятия «гражданин» в учебниках обществознания за разные классы.
2. Поработать со словарями. Назвать главные составляющие современного понятия «гражданин», «гражданственность».

ольга аксенова
Конспект урока чтения в 4 классе. Н. А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»

Конспект урока по чтению в 4 классе

Тема : Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок »

Разработала : Аксенова О. Г.

Цели :

Познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова , формировать интерес и побуждать к чтению детских произведений русских писателей и поэтов.

Развивать навыки правильного , беглого и выразительного чтения на основе разнообразных видов чтения и работы над содержанием.

Способствовать воспитанию уважения к тяжёлому крестьянскому труду.

Этапы урока Содержание этапа

1. Орг. момент

2. Читательская разминка

3. Проверка домашнего задания

4. Объявление темы урока

5. Рассказ учителя Вступительная беседа.

6. Первичое чтение учителем (наизусть)

7. Повторное чтение с заданием .

8. Повторное чтение через разнообразие видов чтения

9. Работа по содержанию

Итог урока

Замените первую букву в слове ПОЧКА, чтобы получились другие слова (ночка, точка, кочка, бочка, дочка)

Игра «Слова в словах» клён- лён, шарф-шар, тесто-сто, удача- дача, гроза- роза, парк- пар

Задание «Отгадай животное» баран-ан +сук (барсук)

-Чтение , оценивание

Чем вам понравился Филиппок?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русской поэзией 19 века, а как фамилия этого поэта вы отгадаете сами, если соберёте вместе части подчёркнутых слов

НЕБО КРАСОТА ОВАЛ

Николай Алексеевич Некрасов родился 4 декабря 1821 года в местечке Юдвине Подольской губернии.

Отец поэта Алексей Сергеевич служил в армии, вскоре после рождения сына, будущего поэта, Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку с чином майора и поселился в своём родовом имении в селе Грешневе Ярославской губернии.

Нерадостным было детство поэта. Некрасовщина , как называли крестьяне родовое имение Алексея Сергеевича, была одним из тех «дворянских гнёзд» , которые могли существовать только во времена крепостного права .

Пользуясь крепостным трудом господа могли жить беспечно и праздно. Возможность полного безделья и бесконтрольного распоряжения сотнями человеческих душ порождала в помещечьей среде развитие самодурства и жестокости.

В Грешневе над всем тяготела рука барина Алексея Сергеевича Некрасова , который держал в «ежовых рукавицах» и свою семью и своих крепостных.

Мать поэта Елена Андреевна, была резкой противоположностью мужу. Грешневские крестьяне знали её как свою заступницу перед грозным барином и надолго сохранили о ней светлую память. Матери обязан Некрасов и началом своего поэтического творчества. Позже, в поэме «Мать» , он с нежностью вспоминает о тех сказках, которые она ему рассказывала, пробудив в нём любовь к поэзии.

Поэтическая способность у Некрасова сказалась рано . Семилетним мальчиком, едва выучившись писать, он уже сочинял стихи

И свой первый поэтический опыт он посвятил своей горячо любимой мамочке.

Любезна маменька, примите

Сей слабый труд

И рассмотрите, дорогая,

Годится ль он куда нибудь

И ещё, Некрасов очень любил играть с крестьянскими ребятишками, позднее он посвятит им много стихов . Одним из таких стихов является и «Мужичок с ноготок » , с которым мы с вами сегодня познакомимся.

Обмен впечатлениями

От чьего лица ведётся рассказ?

Выбрать непонятные слова (Студёную пору, хворост, шествуя важно, уздцы, дровосек)

Разбор непонятных детям слов.

ФИЗМИНУТКА

1. по цепочке (по строчке)

2. чтение всей строчки по первому (последнему) слову

4. А что ему ответил мальчик?

5. найдите и прочитайте ещё вопросительные предложения с соответствующей интонацией

6. чтение , нахождение отрывка к рисунку

7. найдите и прочитайте первое восклицательное предложение

8. найдите ещё восклицательные предложения и прочитайте их с соответствующей интонацией

9. чтение названия стихотворения

10. Как его ещё можно назвать?

11. чтение 1 предложения , уберите слова- признаки, Беднее стало предложение или нет

12. найдите предложение по вопросам

Кого? Что делает? Под что? Кто?

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

Где? Что делал? Что? Кого?

В лесу раздавался топор дровосека

Как звали мальчика?

Найдите и прочитайте слова, которые описывают, как был одет мальчик Влас?

А почему в больших?

А теперь найдите мне слова и выражения, как автор называет мальчика?

(мужичок с ноготок , парнище, малюточка)

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, а к кому сам мальчик себя причисляет?

(Семья то большая, да два человека всего мужиков то , отец мой да я).

Какие слова, выражения, движения показывают, что он подражает взрослому, стремится быть похожим на взрослого мужчину?

Найдите и прочитайте выражения мальчика, из которых видно, что ему некогда разговаривать с прохожими, он занят работой и у него нет времени на пустые разговоры.

Какое отношение вызывает к себе маленький работник? (нежность, уважение, умиление)

В какой другой раздел книги вы бы включили это стихотворение (рассказы о детях, рассказы о труде и трудолюбии)

Вспомните рассказ Л. Толстого «Филиппок» . Чем похожи Филиппок и мальчик Влас?

Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?

Игра «Рисуем настроение»

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994