04.02.2024

О руководстве контрпропагандой в армии и на флоте. Наше оружие – правда.Тактика контрпропаганды Информационное противодействие и средства контрпропаганды



Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

Основные принципы контрпропаганды базируются на тех же психологических особенностях людей, что и принципы пропаганды, рассмотренные нами в предыдущем разделе. В то же время, контрпропаганда, как часть общей стратегии управления общественным сознанием, имеет свои специфические особенности.

Одна из главных таких особенностей заключается в том, что контрпропаганда подразумевает наличие априорной информации о целевой аудитории. Если задача по пропаганде какой-либо идеи ставится, как правило, применительно к широкой социальной группе, то целевая аудитория контрпропаганды значительно уже, ибо определяется сущностью тех идей, которые требуется нейтрализовать. И дело здесь не только в том, что, например, пропаганда антикоммунизма (т. е. контрпропаганда) бессмысленна в среде буржуазии, а антиреклама магазина подростковой одежды – в обществе пенсионеров. Дело в том, что имея информацию о нейтрализуемых идеях, можно довольно точно вычислить так называемые дивергентные группы, т. е. такие социальные группы, которые являются явными, или потенциальными, генераторами данных идей.

После того, как дивергентные группы вычислены, для субъектов этих групп создаются такие условия, в которых:

а) Крайне затруднен процесс эволюции каких-либо устойчивых идей.
б) Отсутствует какой-либо конструктивный обмен идеями между субъектами группы и, особенно, между субъектами группы и представителями внешних групп.

Первая задача решается через шизофренизацию сознания и привитие фактоориентированного мышления, вместо системоориентированного. На деле это достигается внедрением особой, шизофренической, культуры, основанной на ускоренных информационных потоках, когда мозг успевает запомнить информацию, но не обдумать ее. Кроме того, в образовании делается упор на изучение самих фактов, а не вопросов влияния этих фактов на различные аспекты действительности.
Вторая задача решается через изоляцию указанных групп от мейнстримовых информационных потоков с тем, чтобы степень их идейного влияния на общество была минимальной. Ситуация здесь аналогична тому, как если бы руководство химического завода, на котором из-за аварии произошли вредные выбросы, старалось бы не допустить попадания этих выбросов в реку. В нашем случае, с целью уменьшения выбросов вредных идей, дивергентные группы маргинализуются, а генерируемые ими идеи вытесняются в андеграунд, где они безопасны и не приносят ощутимого вреда. Достигается это с помощью современных технологий разрушения социальных сообществ, которые мы рассмотрим далее.



Если мы взглянем на современное информационное общество, то увидим, что описанные процессы шизофренизации особенно сильны среди двух пересекающихся социальных групп – молодежи и интеллигенции. В то же время люди старшего поколения, синие воротнички, представители традиционного общества, подвержены влиянию упомянутых факторов в значительно меньшей степени. Отчасти сие, конечно, объясняется разностью в образе жизни данных групп. Но, в то же время, нельзя не отметить, что есть и общая стратегия воздействия на эти активные и инноваторские части общества со стороны правящих классов. Выражается эта стратегия в трансформации образования (качественное системное образование становится доступным только для детей элиты), разрушении массовой культуры (четкое разделение на элитарную культуру, коммерческий мейнстрим и андеграунд), создании полностью изолированных субкультур. Подобные тенденции говорят о том, что манипуляторы сознанием и политтехнологи научились работать с социально опасными дивергентными группами, управляя их протестной активностью и направляя ее в безопасное русло.

Типы контрпропаганды.

Как уже было сказано, контрпропаганда ставит своей целью разрушение нежелательных информационных сущностей и их сокрытие от целевой аудитории. Это можно сделать двумя основными способами:

1.Цензура. Крайний способ контрпропаганды – прямая цензура, когда автору вредного сообщения просто затыкают рот. Типичный пример: менты скручивают “несогласного” с плакатом неугодного властям содержания. Цензура хорошо подходит для традиционных СМИ, таких как газеты, радио и телевидение. Неправильную передачу можно закрыть, своевольного ведущего – уволить, ненужный кусок текста из статьи можно просто вырезать. Этот тип контрпропаганды осуществляют главные редактора СМИ, отбирающие только удобные для владельцев данного СМИ новости и дающие слово только тем, кто говорит выгодные оным владельцам вещи.

2.Прямая контрпропаганда. В “демократическом” обществе прямая цензура не может использоваться на всю катушку, а значит, не эффективна. Поэтому, для борьбы с нежелательными идеями используется непосредственная (классическая) контрпропаганда, которая заключается в густом замешивании оных идей с разнообразными нечистотами. Эффект непосредственной контрпропаганды основан на том, что если человек говорит, а в него летят куски дерьма, то вникать в его идеи будет непросто, да и мало кто захочет это делать.

3.Неявная контрпропаганда. В отличие от прямой контрпропаганды и цензуры, она направлена не на само содержащие вредную идею сообщение, а на то, чтобы потребитель не смог эту идею из сообщения извлечь. Спектр инструментальных средств неявной контрпропаганды чрезвычайно широк, а достигаемый при грамотном сочетании различных инструментов эффект многократно превосходит результаты, получаемые только за счет прямых методов. Наиболее распространенным примером неявной контрпропаганды может служить управление вниманием аудитории, которая часто пропускает мимо ушей то или иное сообщение, отвлекаясь на другие, менее важные, но, тем не менее, активно обсуждаемые. Высший пилотаж – манипуляция дискурсом, когда публика вообще теряет способность понимать определенные вещи. Это достигается путем внедрения ей в мозг такого логико-лингвистического аппарата, в котором данные вещи просто нельзя выразить, а через это и воспринять. Но, об этом чуть позже, а пока рассмотрим основные достоинства и недостатки перечисленных типов контрпропаганды.

Цензура и непосредственная контрпропаганда активно применялись в СССР для пресечения проникновения буржуазных идей в сознание советских граждан. Тем не менее, они не помогли, ибо имеют один фундаментальный недостаток. Чтобы его проиллюстрировать, воспользуемся следующей аналогией из радиотехники: у нас есть приемники содержащего информацию сигнала, которые мы хотим оградить от приема нежелательной информации. Напрашивающийся способ сделать это – ослаблять сигнал от вражеских передатчиков так, чтобы он тонул в “белом шуме” и наши приемники не могли его оттуда извлечь. но проблема в том, что мы таким путем подавляем лишь сигнал, несущий информацию, а не саму информацию. Ибо, если приемник имеет настроенный полосовой фильтр и усилитель, то информация из шума будет извлечена, вопрос лишь во времени накопления и обработки сигнала. Так же и с советской контрпропагандой: запрещая явную прозападную агитацию и критику существующего строя, партийные функционеры ничего не могли поделать со скрытыми идеями, содержащимися в текстах и произведениях советских интеллигентов. Умеющий читать между строк читатель отлично понимал, что ему хотели сказать, а попытки цензоров усилить зоркость приводили лишь к паранойе, при которой даже детский стишок Чуковского “Тараканище” казался антисоветской агиткой. В то же время, цензура и прямая контрпропаганда имели одно существенное достоинство, заключающееся в том, что они являлись чистыми методами, т. е. удовлетворяли принципу “не навреди” по отношению к охраняемой главенствующей идеологии.

Значительно более агрессивной, опасной, а вместе с тем и действенной, является неявная контрпропаганда, направленная на сам процесс восприятия нежелательной информации. Если мы применим вышеописанную аналогию с приемом радиосигнала, то неявную контрпропаганду можно сравнить с применением активных коррелированных помех, которые способны не только лишить сигнал информационной составляющей, исказив его, но и расстроить частотный контур приемника, переориентировав его на прием ложного сигнала. Главным преимуществом такой стратегии является ее эффективность для разрушения нежелательных для восприятия людьми идей и сохранения, таким образом, идеологических монополий. Основная проблема такой контрпропаганды является обратной стороной ее силы и заключается в том, что из-за нее неизбежно страдает и охраняемая идеология. Поскольку “хорошие” сигналы, которые несут правильные идеи, тоже будут искажаться и страдать от действия активных помех. То, что в Советском Союзе преобладала именно первые два типа контрпропаганды, отчасти связано с тем, что советская идеология по своей природе не была буржуазной. И информационная война, которую вели советские коммунисты, была направлена не на разрушение вражеских идей, и не на сокрытие информации, а на защиту собственной идеологии в условиях свободы мысли и знания. Описывая приемы контрпропаганды, мы не будем рассматривать те из них, что относятся к прямой цензуре, поскольку они просты, очевидны и уже упомянуты нами. Поэтому, перейдем сразу к методам явной контрпропаганды.

2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

* Блокирование иной точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Активный поиск врагов;

* Внушаемость;

* Стереотипность и образность мышления.

По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


3.
4.

© Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.

пропаганда политический коммуникация информационный

Пропаганда относится к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин "политическая коммуникация" был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:

Собственно коммуникативные аспекты;

Функционирование и роль средств массовой информации;

Избирательный процесс;

Коммуникация власти с общественностью.

Поскольку политические системы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную и тоталитарную, то соответствующую типологию имеют и системы политической коммуникации.

Большинство исследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной конотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникации является средств массовой информации - СМИ. СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ее интерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической и общественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничение информационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям в коммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияют на функционирование всей политической и общественной системы, ведут к разрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободы граждан.

Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории.

Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественном сознании. Пропагандировать - распространяется устно, через радио, телевидение, печатные средства массовой информации или с помощью других средств, распространяется информация в виде идей, теоретических знаний, взглядов, убеждения и т.п. Этим определяется ее специфика. Пропаганда одно из главных средств политической коммуникации.

Почепцов разделяет средства коммуникации по их основным инструментариям (рисунок 1)

Рисунок 1. Средства политической коммуникации

Пропаганда одновременно и коммуникативная технология, основывающаяся на убеждении и цельный коммуникативный акт.

Убеждение - коммуникативный метод, предусматривающий обращение, прежде всего, к сознанию человека с опорой на его чувство и опыт с целью формирования у него сознательного отношения к чему-либо, новых установок. Другими словами - изменения взглядов, снятие преград для поступления новой информации. В основу убеждения положена логика убеждения, которая возбуждает критичность восприятия, предопределяет сознательное осмысление проблемы. Результат убеждения - взгляды на явления, идеи, вещи или людей, которые можно изменить в дальнейшем, если есть достаточная аргументация.

Целью пропаганды являются обеспечения общей ориентации, положительного или отрицательного отношения к определенному объекту.

Главная цель пропаганды - довести главные идеи и теоретические знания к широким слоям населения и превратить в личные убеждения.

Пропаганда - процесс закрепления в сознании определенных ценностей.

Агитация - вид пропаганды (от лат. agіtatіo - побуждение к действию) - пропагандистское влияние для мобилизации политической активности населения, как отдельных групп, так и широких слоев населения.

Агитация - это влияние на сознание людей путем распространения отдельных идей и лозунгов с целью мобилизации их на выполнение поставленных задач.

Основные подходы к пониманию агитации:

а) это распространение политических идей и лозунгов с целью влияния на общественное сознание и расположения духа народных масс, побуждение их к целенаправленной активности политических действий;

б) это один из распространенных средств политической борьбы;

в) это устная, печатная и наглядная политическая деятельность, с помощью которой те или другие политические силы влияют на сознание и расположения духа масс с целью побуждать их к активному действию в определенном направлении.

В политической борьбе агитация используется как в явной, так и в скрытой форме.

Задача пропаганды: объединение теоретического и будничного уровней сознания.

Механизм введения в будничное сознание объектов теоретического сознания:

Предоставление идеям образно-эмоциональных форм;

Упрощение (примитивизация) идей;

Систематическое повторение одних и тех самых положений;

Использование преувеличения, неправды;

Факторы пропаганды:

1. Чем больший разрыв между опытом людей и идеей, тем более искривлений и лжив пропаганде;

2. Пропаганда должна ориентироваться на референтные группы ("лидеров мыслей");

Виды пропаганды:

- "белая" пропаганда (известный источник, правдивый сообщение);

- "серая" пропаганда (источник неизвестный, истинность не установлена);

- "черная" пропаганда (фальсификация источника и сообщение);

Главное отличие между пропагандой и агитацией заключается в том, что пропагандист, раскрывая одно вопрос, должен высказать много идей, так много, что их не сразу в возможности усвоить средние граждане. Агитатор, раскрывая то самое вопрос, возьмет только одну его составную (часть), причем наиболее известную всем гражданам, и направит все свои усилия на то, чтобы, опираясь на этот всем известный факт (пример), показать людям направление действий, которые приведут к улучшению общего состояния.

По концепции социолога Цуладзе пропаганда делится на позитивную, (конструктивную) и негативную (деструктивную).

В некоторых случаях пропаганда используется не только в политике, но и в социально-культурной сфере.

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния.

Пропаганда созидания выступает за построение социума нового типа и призывает людей, как граждан, принять участие в этом строительстве.

Пропаганда стойкости и героизма воспевает мужество при подобном построении нового общества, предлагает терпеть стойко лишения и тяготы, например военные, подчеркивает героические и жертвенные деяния отдельных людей и граждан, приводя их пример, как основу для массового героизма.

Пропаганда просвещения распространяет информацию о деятельности властей, политических активистов, глав партий, об экономике и военной силе страны, рекламирует государственный строй и национальный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, как единственно возможную и правильную систему.

Пропаганда разрушения это контрпропаганда враждебной государственной или политической идеологии. Как правило, она убеждает людей в порочности оппонентов, их злодеяниях, ошибках или преступности, разоблачает противоположную систему ценностей, подчеркивает негативные черты чужих лидеров.

Пропаганда разделения строится на международных или межнациональных противоречиях: религиозных, социальных, культурных, мировоззренческих. Этот вид пропаганды активно прибегает к несогласиям между подчиненными и начальством, рядовыми и офицерами, между различными партийными группировками или родами войск неприятеля.

Пропаганда устрашения призвана морально подавить, и напугать враждебное население, армию или лагерь оппонентов, она делает акцент на достоинствах стороны, экономическом, военном потенциале. Нередко она прибегает и к физическому влиянии, как наглядному инструментарию.

Пропаганда отчаяния подчеркивает и усиливает затруднения, неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию в неприятельском государстве и или в своей же стране, как следствие ошибок политических оппонентов. Эта пропаганда старается убедить людей в том, что политикам или руководству страны нет дела до нужд и бедствий простого населения, что они не способны помочь им и что-либо кардинально изменить. В ситуации войны рядовым и офицерскому составу стараются внушить отчаяние, безнадежность и безвыходность их положения из-за нехватки продуктов, оружия, медикаментов, бесполезность сопротивления.

Пропаганда очень тесно связана с паблик рилейшенз, однако она имеет и ряд отличий. Паблик рилейшенз (сокращенно РR) - специализированная деятельность государственных и общественных организаций, которая обеспечивает взаимопонимание и доброжелательность в контактах с массами (публикой), социальными группами. Реализуется путем распространения информации, которая раскрывает механизмы осуществления власти, контактами, которые имитируют доверие во взаимоотношениях власти и масс. РR - важная составляющая управленческой деятельности, призвана обеспечить взаимопонимание, доверие между сферой управления и широкими общественными слоями, социальной средой.

Сопоставление пропаганды и паблик рилейшнз свидетельствует, что они являются искусством убеждения людей и влияния на их мнение. Но пропаганда осуществляется лицом, которое прямо не заинтересована в улучшении показателей деятельности предприятия, т.е. она не предусматривает кризисных ситуаций и не предотвращает их, а также не поддерживает готовность у потенциального потребителя к необходимым изменениям. В паблик рилейшенз чаще предполагается двустороннее общение, т.е. диалог. Логика паблик рилейшенз большей мерой направленная на достижение консенсуса в процессе купли-продажи, а не на достижение конкретного результата, изменения сознания индивидов и групп.

В пропаганде различают субъект и объект воздействия. Субъект воздействия может изменяться с течением времени. Субъект, заинтересованный в формировании определенного общественного мнения, трансформируется из правящих верхушек государств - элиты, так называемой "аэрократии", основой которой являются ведущие международные организации, ведущие финансово-промышленные блоки стран и мира.

Объект воздействия - сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлеченных сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

1. Наличие центрального тезиса;

2. Лёгкость для понимания целевой аудиторией;

3. Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причем должен быть соблюден баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюден, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Насчитываются десятки различных методов пропаганды.

Среди основных методов пропаганды можно назвать: анонимный авторитет, "будничный рассказ", "забалтывание", эмоциональный резонанс, эффект бумеранга, эффект ореола, эффект первичности и прочие. Структура пропаганды включает адресанта, информацию, адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации. Взаимосвязь этих элементов можно увидеть на рисунке 1.

Как правило, источниками информации являются СМИ, адресантом - государство, институты власти, политические партии и их лидеры, в роли адресата выступает массовое сознание граждан или определенной группы населения (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура пропаганды

Но иногда источник информации и а адресант могут меняться места, то есть адресантом становится средство массовой информации.

Рисунок 3. Полная схема структуры пропаганды

Массовое сознание, как адресат имеет тенденции к упрощению и конкретизации на основе чего формируются стереотипы как конченая цель ее воздействия.

В сознании людей происходят эмоциональные и логические изменения, которые ведут к формированию социальных установок, влияющие на социальное поведение людей. При этом затрагивается вся эмоциональная волевая сфера личности - рисунок 4. Пропаганда чаще всего применяется в политической коммуникации (рисунок 5), но также пропаганда может использоваться другими социальными институтами или коммерческими организациями, например, пропаганда здорового образа жизни органами здравоохранения страны.

Рисунок 4. Познавательный процесс в пропаганде

Рисунок 5. Пропаганда в составе политической коммуникации

Психологической агрессии

Способы противодействия информационно-психологи-

ческой агрессии. Следует исходить из принципа, что лжегу-

манная информационно-психологическая война, в которой не

гибнут войска, а подавляется воля, деформируется сознание и

уничтожается культура противника, ничего общего не имеет

с истинно гуманной борьбой людей за мир. Информационно-

психологическая агрессия так же бесчеловечна и преступна,

как и вооружённая агрессия, но ведётся она более изощрён-

ными методами.

Информационно-психологическое давление на другие

страны и народы - это агрессия. В информационно-

психологической войне государство-агрессор должно класси-

фицироваться как ведущее несправедливую войну.

Противодействие информационно-психологическому

давлению является вынужденным и необходимым. В инфор-

мационно-психологической войне государство, подвергшееся

агрессии, должно классифицироваться как ведущее справед-

ливую войну.

В мире существует значительное количество идеологий,

то есть систем философских, политических, экономиче-

ских, нравственных, религиозных, эстетических и других

взглядов и идей. В целях формирования у граждан опреде-

лённого мировоззрения государство внедряет в обществен-

ное сознание масс господствующую в стране идеологию,

проводит идеологическую пропаганду. В информационно-

психологическом противоборстве государство-агрессор

имеет целью разрушить государственную идеологию про-

тивника, методами манипуляции сознанием или карди-

нальной деформации сознания населения подменить её

другой, выгодной для себя идеологией. Конечной же целью

информационно-психологической агрессии является подчи-

нение другого государства своему влиянию, захват новых

рынков сбыта и сырьевых ресурсов.

Основными способами противодействия информационно-

психологической агрессии являются:

Формирование в обществе патриотизма, объединение

общества и укрепление его морального духа;

Пропаганда идеологии и достижений в развитии своего

государства;

Тщательное изучение общественного мнения и его учёт

в деятельности государственных и общественных структур,

создание благоприятного для своей страны общественного

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

Постоянное отслеживание происходящих в мире собы-

тий, обсуждение наиболее острых вопросов;

Вычленение ложных сообщений из общего информа-

ционного потока; вскрытие лжи пропаганды противника и

компрометация его информационной сети;

Разрушение враждебной идеологии, показ её слабых

сторон, направленности и целей;

Показ проблем и трудностей, с которыми встречаются

«благополучные» страны.

Особое внимание в противодействии информационно-

психологической агрессии должно быть уделено молодёжи,

поскольку в силу малого жизненного опыта она менее защи-

щена от изощрённой пропаганды, направленной на разруше-

ние нашего государства.

Контрпропаганда и создание независимого информацион-

ного пространства. Контрпропаганда - это противодействие

деструктивному информационному воздействию на личность,

общество и государственные институты страны. В Беларуси

контрпропаганда проводится в тесной связи и во взаимодей-

ствии с пропагандой государственной идеологии и достиже-

ний в развитии республики.

Оборонительная составляющая контрпропаганды вскрыва-

ет лживость, недостоверность, умышленное искажение фак-

тов в подаваемой информации. Наступательная составляющая

ются в самой стране - информационном агрессоре. Главное

в контрпропаганде - достоверные факты, убедительная ста-

тистика и юридическая обоснованность.

Примером активного противодействия информационной

агрессии может служить контрпропаганда, проводимая в Ре-

спублике Беларусь после провалившегося заговора по сверже-

нию власти в декабре 2010 года.

Потерпев сокрушительное поражение на президентских

попытались захватить власть насильственно. Заговор с помо-

щью иностранных спецслужб и при финансовой поддержке

некоторых западных структур готовился заранее. Едва закры-

лись избирательные участки, как интернет-сайт «Хартия-97»

поспешил сообщить пользователям потрясающую весть о том,

что один из кандидатов в президенты заявил о падении «ре-

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

жима Лукашенко» и объявил о создании «правительства на-

родного спасения». А в это время «боевики» крушили двери

и окна Дома правительства. К 23 часам сотрудники милиции

вытеснили всех участников несанкционированного сборища

с Площади Независимости, а наиболее агрессивных правона-

но доводилась до людей. По каналу белорусского телевиде-

ния был показан фильм «Площадь. Железом по стеклу».

В фильме документально была представлена вся динамика

неудавшегося путча: планирование заговора, деньги европей-

ских фондов, призывы идти на «площадь», озверелые лица

подвыпивших молодчиков и бой стекла. О политическом

заговоре и его последствиях говорилось по радио. В газетах

появились статьи, документальные снимки, отзывы о собы-

тиях возмущённых граждан. Газета «Советская Белоруссия»

серию статей «Некоторые рассекреченные документы о со-

правительства народного спасения, гранта, контракта на по-

лучение гранта, инструкции по нелегальной переправке денег

в Беларусь. Из документов было видно, кто и на что просил,

кто и за что платил. На реализацию своего плана «Стратегия

победы» один из экс-кандидатов в президенты, к примеру,

испросил у своих западных покровителей 19 220 000 дол-

ларов США.

подготовки к свержению законной власти в Республике Бе-

ларусь - это эффективная контрпропаганда. Штурм Дома

правительства вызвал негодование в белорусском обществе.

Таким образом, СМИ не только отражали действительность,

но и участвовали в формировании общественного мнения.

Независимое информационное пространство Беларуси яв-

ляется главным условием сохранения информационного су-

веренитета страны и укрепления государственности. В Респу-

блике Беларусь издаются свыше 700 газет и более 500 журна-

лов. Около трети всех зарегистрированных изданий являются

государственными. Пресса издаётся на белорусском, русском,

немецком, английском, украинском, польском и других евро-

Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования

пейских языках. В Беларуси существует 9 информационных

агентств, около 60 программ телевещания и более 150 про-

грамм радиовещания.

Весьма важным в противодействии манипуляции со-

знанием является обученность и информированность на-

селения страны. В республике завершилось формирование

основ информационного общества. Заложена правовая осно-

ва информатизации, успешно развивается национальная

информационно-коммуникационная инфраструктура, позво-

ляющая оказывать новые телекоммуникационные и инфор-

мационные услуги. Беларусь обладает достаточно развитой

собственной информационной индустрией, включающей

разработку и производство средств вычислительной и теле-

коммуникационной техники, а также программного обеспе-

Концепция национальной безопасности Республики Бела-

русь относит эффективное информационное обеспечение своей

государственной политики к одному из основных интересов

страны в информационной сфере.